Шпаклевка для моделей. Изготавливаем своими руками и фирменная Tamiya.
Сейчас, во время сборки на заказ Ан-12 от Roden, модель приходится немало шпаклевать, причем шпаклевками разного типа. Поэтому, я решил написать небольшой обзор по шпаклевкам для моделей.
В середине 80-х — начале 90-х, когда я занимался в судомодельном кружке, самой ходовой шпаклевкой, для моделей, была нитрошпаклевка марки «НЦ», серого цвета. Ей шпаклевалось все: стеклопластиковые корпуса, паяные надстройки и деревянные болванки, потому что ни чего другого в широком доступе не было. Затем стал заниматься пластиковыми моделями и опять, в процессе сборки, нужно было как-то их шпаклевать, если кто знает о продукции НОВО-FROG и вакушках, тот поймет, о чем я говорю. В начале 90-х наши моделисты, за редким исключением, не то чтобы видели, даже не слышали о заморской химии для моделизма. В работу шли все доступные подручные средства. Для пластика пробовали все ту же «НЦ», но резать по ней швы было не возможно, она крошилась и не особо хорошо держалась на пластиковой поверхности. Наиболее приемлемые результаты получались при растворении литника в клее для моделей. Сейчас, с появлением всевозможной химии для моделей, нужно четко представлять, что для чего, и как это использовать. Шпаклевки, условно, можно разбить на два типа.
1) однокомпонентные на нитрооснове
2) двухкомпонентные эпоксидные
К первому типу можно отнести составы от различных производителей моделей: Tamiya, Revell, Humbrol, Italeri. На мой взгляд, из них наиболее лучшие результаты дает продукт фирмы Tamiya.
Она довольно быстро сохнет и после обработки дает хорошую поверхность. По ней неплохо режется расшивка. В свое время, пробовал шпаклевку от Humbrol, но при нарезке швов были сколы. При работе с однокомпонентными составами столкнулся с одним неприятным моментом: после грунтовки, а затем окраски поверхности нитроэмалями, появляется усадка. Так, при заделке щели, однокомпонентной шпаклевкой фирмы Tamiya, на модели Me-262, после окраски, в результате усадки проявилась щель. Вполне возможно, что этот тип рассчитан на краски, основанные на уайт-спирите или водной основе. Кстати, при общении с коллегами, кто тоже использует нитрокраски, четкой статистики собрать не удалось. У некоторых наблюдался эффект усадки, у других нет. Вполне возможно, это зависит от шпаклюемого участка, толщины слоя и типа используемого растворителя для разбавления краски. Так что, при работе надо быть внимательным, чтобы после окраски не было неприятных сюрпризов. Стоит добавить, что в качестве шпаклевок для моделей можно использовать автомобильные шпаклевки. Благо, их сейчас большой выбор, есть и довольно неплохие однокомпонентные. Если честно, сам такие не использовал, но судя по отзывам коллег, некоторые весьма успешно применяют для моделизма автомобильную химию данного типа.
Ко второму типу относятся двухкомпонентные шпаклевки, состоящие из самой массы и отвердителя. Приготовление рабочего состава происходит путем смешивания компонентов в нужной пропорции. Это нужно делать очень внимательно, предварительно прочитав инструкцию. Для примера, возьмем двухкомпонентную шпаклевку для моделей фирмы Tamiya.
Она состоит из двух одинаковых пластин, а смешивается в пропорции 1:1.
Смешивать ее компоненты можно наминая пальцами. После этого получается вот такая масса песочного цвета.
Рабочая масса довольно жесткая и наносить шпателями, путем размазывания ее не получится. Ей хорошо заделывать большие щели, так же из нее можно что-то лепить. Вот так выглядят зашпаклеванные части двигателей от Ан-12. В щели, рабочий состав, лучше набивать шпателем, смоченным в воде.
А вот здесь, на модели F-86F Sabre от Academy, путем лепки, я наращивал хвостовую часть.
А вот так выглядят установленные и зафиксированные дейдвудные трубы на радиоуправляемом торпедном катере S-100.
По рекомендациям коллег, из нее делают циммерит на немецкие танки времен Второй Мировой Войны.
Как и в случае с однокомпонентными шпаклевками для моделей, здесь тоже можно использовать автомобильную химию. Хорошие результаты получаются при использовании автомобильной шпаклевки Body Soft.
Она так же состоит из двух компонентов и смешивается в пропорции 1:100 (на одну часть отвердителя берется 100 частей шпаклевки). При увеличении количества отвердителя сокращается время отвердевания. Эта шпаклевка имеет резкий запах, и работать с ней лучше в хорошо проветриваемом помещении. Она легко наносится шпателем, путем размазывания. С помощью Body Soft, я заделывал утяжины на модели Ан-12.
Отдельно стоит отметить самодельную шпаклевку, на основе клея для моделей и литника. Сегодня, даже при огромном выборе специализированной химии, лично я, от нее не отказался. Использую для заделки небольших царапин, сколов, и утяжин. За долгие годы ее использования пришел к своему рецепту. Для приготовления самодельной шпаклевки для моделей я использую: дихлорэтан, белый полистирол (обрезки листового полистирола или литники от моделей кораблей фирмы Revell), а в качестве наполнителя использую немного талька, чтобы не было пузырей.
Для этого можно использовать обычный клей для моделей, например, фирмы «Звезда», вместо дихлорэтана, но работать с ним мне понравилось больше, хотя это вещество более токсичное. Обрабатывать деталь, в зависимости от толщины слоя, можно примерно через сутки.
В заключении, хочу сказать, как и все в моделизме, процесс шпаклевки творческий и требует экспериментов. Что и как использовать подбирается опытным путем, есть только базовые рекомендации. Одной универсальной шпаклевки для моделей нет, лучше использовать несколько разных типов, наиболее подходящих для своих задач и операций.
Оставить комментарий или два