Одним из известнейших орудий Второй Мировой Войны стала советская 152мм гаубица МЛ-20.

ml-20_gaubitsa_photo

Созданная еще перед войной, в некоторых странах, она до сих пор состоит на вооружении. Это орудие применялось практически во всех вооруженных конфликтах, начиная со второй половины прошлого века. История создания гаубицы МЛ-20 уходит к началу тридцатых годов прошлого столетия. В то время на вооружении корпусной артиллерии Красной армии состояло уже морально устаревшее осадное орудие образца 1910 года, созданное французской компанией «Schneider». Оно нуждалось в серьезной модернизации или замене на новые образцы. Поэтому в КБ №172 Пермского завода в Мотовилихе, руководством известного советского конструктора-оружейника Ф.Ф. Петрова, начались работы по проектированию нового орудия. Изначально создавалось два орудия МЛ-20 и МЛ-15. Гаубица МЛ-15 создавалась по заказу главного артуправления, а МЛ-20 по собственной инициативе конструкторов. Оба орудия имели большое количество узлов и элементов от 152-мм пушки обр. 1910/34 гг. В 1936-1937 оба орудия проходили полигонные и войсковые испытания, по их итогам на вооружение была принята гаубица МЛ-20, получившая официальное название 152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.

Пушка МЛ-20, в основном, применялась с закрытых позиций для поражения открытой и укрытой живой силы противника, танков, фортификационных сооружений, для борьбы с артиллерией противника. Орудие обладало уникальным сочетанием различных углов возвышения и начальных скоростей снаряда. Поэтому орудие могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка — по настильной траектории с высокой скоростью снаряда. Гаубица оснащалась телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций. Для перевозки орудия использовались тяжелые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» или «Коминтерн». Первое боевое применение, в небольших количествах, МЛ-20 было в ходе боев на реке Халхин-Гол. Затем оно активно использовалось в Советско-финской войне, в частности, против ДОТов и ДЗОТов на линии Маннергейма. А во время Великой Отечественной Войны МЛ-20 использовалась при проведении всех крупных операций. Интересный факт, первый пушечный выстрел по территории Германии произвела гаубица МЛ-20 № 3922 2 августа 1944 года. Орудием МЛ-20 оснащались известные советские самоходные артиллерийские установки СУ-152 и ИСУ-152, применявшиеся для борьбы с новейшими немецкими тяжелыми танками. Пушка МЛ-20 производилась только на Мотовилихенском заводе №172 с 1937 по 1946 годы, за это время было произведено 6 884 единицы.

В масштабе 1:72 модель гаубицы МЛ-20 выпускает только украинская фирма АСЕ. Модель упакована в небольшую коробку из мягкого картона с о съемным верхом.

ml-20_gaubitsa_photo

В ней находится четыре больших литника из серого пластика, два из них одинаковые, и один дополнительный со стволом и снарядами.

ml-20_gaubitsa_photoml-20_gaubitsa_photoml-20_gaubitsa_photoml-20_gaubitsa_photoml-20_gaubitsa_photoml-20_gaubitsa_photoml-20_gaubitsa_photo

Модель выполнена по технологии ЛНД, что естественно отразилось на качестве отливок. На модели присутствуют утяжины и облой, все круглые детали требуют замены на проволоку или тянутый литник. Наиболее неприятные моменты модели это утяжины на станинах и дульный тормоз.

ml-20_gaubitsa_photoml-20_gaubitsa_photo

При устранении утяжин на станинах повредится имитация накладок и клепки, которые придется как-то восстанавливать. Как вариант, сначала все сточить и зашпаклевать, а клепку накатать на фольге и приклеить на станины. Вот с щелевым дульным тормозом придется повозиться, можно купить ствол для ИСУ-152 от Aber 1/72 Russian ML20-S 152.4mm Gun Barrel for ISU-152, номер по каталогу ABE72L-16. Есть еще ствол от Zedval 72018 Zedval 1/72 152 мм ствол пушки Мл-20 для Ису-152, но там, по-моему, дульный тормоз сделан в одно целое со стволом и его придется отрезать. Хотя, можно попытаться сделать эту деталь самому. Как я думаю, выточить на моторе, имитируя токарный станок, сам цилиндр тормоза. Затем, не вынимая деталь из патрона, нанести с одинаковым интервалом, например иглой, насечки для разметки под прорези. Затем, наклеить две металлически полоски, ограничивающие глубину прорезей и по разметке аккуратно прорезать дульный тормоз. Но это пока чисто идея, как на практике получится пока не знаю. Также надо сделать из фольги или жести щиток. В общем, это только те доработки, что видно на первый взгляд. Думаю, в процессе работы вылезет еще несколько моментов, на которые нужно будет обратить внимание. Стоит ожидать и не важной стыкуемости деталей. Для данной модели очень не помешало бы фототравление.

Инструкция стандартная для ACE — простая, но вполне понятная.

ml-20_gaubitsa_photoml-20_gaubitsa_photo

В заключении можно сказать, что при всей сложности модели и предстоящем объеме работ, она является безальтернативной. Думаю, если запастись терпением и приложить усилия, то вполне можно получить достойный результат. Цена модели в интерне-магазинах около 7$.