В промежуток между Первой и Второй Мировыми Войнами многие мировые оружейные фирмы, проводили различные конструкторские изыскания, в результате которых на свет появлялись довольно причудливые образцы.

00_prew_PA-2

Таким образом, в 1924г. на вооружение чешской армии был принят бронеавтомобиль необычной формы SkodaPA-II, который внешне походил на черепаху, в принципе, в дальнейшем он и получил название Zelva (с чешского черепаха). Толщина бронекорпуса, который изготавливался из фасонных броневых листов, составляла 5.5мм. Из-за трудоемкости обработки бронелистов и придания им гнутой, зализанной формы стоимость изготовления корпуса была очень высокой, что сказывалось и на конечной стоимости бронеавтомобиля PA-II. Вооружение броневика состояло из четырех пулеметов 7,92-мм Schwarzloze MG.08, позволявшим вести круговой обстрел. Экипаж состоял из пяти человек, причем два водителя сидели рядом спинами друг к другу, так как машина имела систему двойного управления (для движения вперед и назад). Каждое водительское место имело одинаковые органы управления. Оба водителя сидели далеко от узких смотровых окон, из-за чего имели плохой обзор. В задней части машины располагался четырехцилиндровый карбюраторный двигатель, мощностью 70л/с. При массе около 7 тонн, по дороге, этот бронеавтомобиль развивал скорость до 70км/ч. Но из-за большой массы, на пересеченной местности, машина передвигались довольно медленно. Машина имела колесную формулу 4х4 и оснащалась независимой подвеской с колесами с пулестойкими шинами большого сечения. Всего было построено 12 броневиков, два из которых использовалось для подготовки водителей. В 1924-1925гг на броневик стали поступать экспортные заказы, но чехи стали поставлять PA-2 только в Австрию. Три бронемашины поступили на вооружение венской полиции. В 1939г. ShkodaPA-II попали в немецкую армию, где с них сняли вооружение и установили радиостанции с рамочной антенной. В таком виде бронеавтомобили приняли участие во французской компании в 1940г.

Что касается моделей PA-2, то в масштабе 1:35, его уже выпускают Takom 2024 и CMK RA052. И вот в конце 2016г. Hobby Boss представил новинку Skoda PA-2 Turtle 83888. Модель упакована в коробку со съемным верхом.

box

Внутри находится бронекорпус, 3 литника, два из них одинаковые, колеса из резины, литник с прозрачными деталями, декаль, фототравление и инструкция.

Бронекорпус состоит из двух частей, верхней и нижней. На его поверхности сымитирована клепка, так как корпус прототипа был клепаной конструкции. Так же прорезаны решетки охлаждения, но пока не понятно нужен ли будет какой-либо интерьер в эту часть?

hull_01 hull_02 hull_03 hull_04 hull_05 hull_06top

Два одинаковых литника с деталями.

sp_02-1 sp_02-2

Еще один литник с деталями.

sp_01

Претензий к качеству литья нет, все детали выполнены без облоя, утяжин и смещений.

Остекление фар выполнено из прозрачного полистирола.

clear

Колеса, покрышки, которых выполнены из резины.

wheel_01 wheel_02

Они даны в двух вариантах и вполне соответствуют оригинальным. Стоит обратить внимание на то, что резина довольно часто вступает в реакцию с пластиком и разъедает его. Поэтому, при сборке и окраске модели, диски колес необходимо хорошо загрунтовать и прокрасить и только после этого одевать резиновые покрышки. Конечно, колеса можно заменить на смоляные, например, гужевые шины от CMK № 3139.

Плата фототравления является неплохим дополнением к модели. Только непонятно, зачем производитель, для изготовления подкрылков, решил использовать травление.

photoetched

Декаль на пять вариантов окраски, четыре чешских и один немецкий.

decal

К сожалению, производитель не предусмотрел рамочную антенну, хотя немецкий вариант ее предусматривает. К качеству декали есть претензии, при довольной неплохой полиграфии, кресты выполнены со смещением.

Инструкция по сборке не вызывает нареканий, качество печати четкое. Этапы сборки показаны подробно и информативно, есть цветная вкладка с вариантами окраски и нанесения декалей.

instr_01 instr_02 instr_03 instr_04 instr_05 instr_06 instr_07 instr_08

Проверить копийность модели не представляется возможным, так как ни у меня, ни у моего коллеги Стаса aka Himmelwolf нет достаточного количества необходимых фотоматериалов. Поэтому, сборка модели планируется чисто из коробки, с небольшими доработками, по имеющимся фотографиям.

Модель представлена на обзор моим другом и коллегой из Германии Стасом aka Himmelwolf.