К середине 30-х годов прошлого века стало понятно, что полуторка ГАЗ-АА, составлявшая основу грузового автопарка СССР, в силу ряда конструктивных недостатков  и устаревания самой конструкции нуждалась в замене.

gaz-51 auto

Поэтому, в 1937 году Горьковскому автозаводу было поручено разработать  новый грузовой автомобиль массового применения. В заводских документах машина получила обозначение ГАЗ-51. В мае 1939г. новый грузовик поступил на испытания, продолжавшиеся до июля 1940г. В 1941г. все было готово к запуску машины в серийное производство, но начавшаяся Великая Отечественная Война внесла свои коррективы. Работы над перспективным грузовиком возобновились лишь в 1943г. Военный опыт, изучение трофейной и техники союзников  дали толчок к полному пересмотру всей конструкции.  Машина была полностью переработана, от первоначального проекта осталось лишь название. Был значительно усовершенствован двигатель, для привода тормозов стала использоваться гидравлическая система, увеличили размер шин, грузоподъемность автомобиля возросла до 2,5т. Новая кабина, по форме, стала напоминать уменьшенную кабину от американского US6 Studebaker. Кабина машин первых серий была деревянной, а с 1957г. стала цельнометаллической. Приборная доска, в отличие от ГАЗ-АА, была оснащена полным набором приборов, включая часы. Лобовое секло, могло подниматься вверх, обеспечивая вентиляцию кабины, что впоследствии было по достоинству оценено водителями в условиях казахстанской жары. У машины была необычно мягкая для грузовика подвеска с эффективными амортизаторами. В мае и сентябре 1944г. были построены два опытных образца, а в июне 1945г. – еще два предсерийных автомобиля.  19 июня 1945, после показа в Кремле членам правительства, грузовик ГАЗ-51 получил одобрение. Серийный выпуск машин на Горьковском автозаводе наладили быстро, сказался опыт военных лет. В конце 1945г. была произведена установочная партия, а в 1946г. было выпущено уже более 3000 серийных грузовиков.  Довольно за короткий срок автомобиль ГАЗ-51 стал самым распространенным в СССР. За годы выпуска,  было произведено 3 481 033 автомобиля. По лицензии этот автомобиль выпускался в Польше и Северной Корее. На шасси грузовика ГАЗ-51 было выпущено множество специальных машин. Его база использовалась и для создания автобусов (КАвЗ-651 и ПАЗ-652), которые широко использовались на селе. Огромный вклад ГАЗ-51 внес и в освоение Целины. Здесь автомобиль проявил высокую надежность, простоту эксплуатации и отличную проходимость по заснеженной степи. Кроме народного хозяйства он использовался и для нужд Советской Армии. Были созданы модификации для перевозки личного состава – ГАЗ-51Н и автомобиль повышенной проходимости – ГАЗ-63.

Технические характеристики грузовика ГАЗ-51:

Длина: 5715 мм
Ширина: 2280 мм
Высота: 2130 мм
Дорожный просвет (клиренс): 245 мм
Колесная база: 3300 мм
Снаряженная масса: 2710 кг
Грузоподъемность: 2500 кг
Коробка передач: МКПП 4
Объем топливного бака: 90л
Расход топлива: 26-28 л/100км
Максимальная скорость: 70 км/ч

Что касается моделей ГАЗ-51, то основная их масса выпускается в масштабе 1:43, в масштабе 1:72 производится несколько модификаций машины фирмой Military Wheels. Сегодня предлагаю Вам фотообзор walkaround грузовика ГАЗ-51 из Технического музея города Толльятти. Фотографии сделаны мной 25 июня 2014 года.