История создания фронтового истребителя МиГ-21 уходит к середине 50-х годов прошлого столетия.

самолет МИГ-21

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

 

История создания

В то время самолеты уже преодолели звуковой барьер и останавливаться было нельзя, нужно было преодолевать рубеж двойной скорости звука, что составляло более 2000 км/ч. Конструкторы применяли различные решения для достижения поставленной цели. Одним из таких решений стала новинка тех лет – крыло треугольной формы. Фактически это было дальнейшее развитие стреловидного крыла с рядом преимуществ. Оно имело большую прочность, и во внутреннем пространстве можно было разместить большее количество топлива. В то время не было достаточного опыта в работе с треугольным крылом и поэтому , для подстраховки, в ОКБ Микояна проектировали сразу два истребителя Е-2 со стреловидным крылом, которое было хорошо изучено в аэродинамических трубах и при эксплуатации и Е-4 с треугольным. На испытания обе машины вышли в 1955г. В воздух Е-2 поднял летчик-испытатель Г.Мосолов, а Е-4 летчик-испытатель — Г.Седов. По результатам испытаний предпочтение было отдано Е-4, с треугольным крылом, он и прототипом для нового фронтового истребителя МиГ-21. В то время у новой машины уже был достойный конкурент — истребитель Су-7 конструкции П. Сухого. Этот самолет первым среди советских преодолел отметку в 2000км/ч. Военные склонялись в сторону Су-7 так как он был более доведен, имел скорость на 150-200 км/ч больше, потолок выше на 1,5-2 км. Так же, при внесении некоторых изменений в конструкцию, мог стать истребителем-бомбардировщиком. А вот новый истребитель Микояна имел более скромные результаты, его двигатель не выдавал планируемые характеристики. Поэтому судьба новой машины была под вопросом. Ситуацию спасли двигателисты, в 1958г. КБ С. Туманского выпустило более мощный двигатель, его тяга была увеличена на 12% и достигала 5750кг. Это позволило заметно улучшить летные характеристики нового МиГа. В результате на вооружение приняли машину ОКБ Микояна, в качестве основного фронтового истребителя советских ВВС. В начале 60-х самолет стал поступать в войска под обозначением МиГ-21Ф – фронтовой. В классификации NATO он получил обозначение Fishbed.

МиГ-21 сразу громко заявил о себе, в течении 60-х он побил несколько мировых рекордов, среди которых был рекорд скорости, так 31.10.1959г. летчик-испытатель Г. Мосолов разогнал машину до 2380км/ч. В апреле 1961г. был установлен абсолютный мировой рекорд высоты, на МиГ-21 достигли отметки 34714м, это достижение продержалось 12 лет. Более двух десятилетий МиГ-21 являлся основным фронтовым истребителем советских ВВС, а на вооружении он стоял еще больше. За это время он неоднократно модернизировался. В процессе эксплуатации самолет зарекомендовал себя очень надежной и легкой в управлении машиной. С 1962г. истребитель стал поступать на экспорт, среди первых стран покупателей МиГ-21 стали были Индия, Египет, Куба, Финляндия, ГДР. А в 1965г МиГ-21 стали поставлять во Вьетнам, где он принял самое активное участие в боевых действиях и стал поистине очень неприятным сюрпризом для американцев. Выяснилось, что легкий, относительно недорогой истребитель даже в условиях численного превосходства противника значительно влиял на ход боевых действий в воздухе. Изначально МиГ-21 не имел управляемого ракетного вооружения, первые машины были вооружены только двумя 30-мм пушками, расположенными по бокам фюзеляжа. На момент создания МиГа в СССР существовали разработки управляемых авиационных ракет, но они были не совершенны и имели довольно большие габариты и вес, к тому же, для их наведения требовался радиолокатор. Установка имевшихся на тот момент РЛС, из-за их массо-габаритных характеристик, кардинально нарушила бы аэродинамику самолета что сказалось бы на скоростных характеристиках машины.

В 1958г. во время вооруженного конфликта между Китайской народной республикой и Тайванем, к советским конструкторам попала неразорвавшаяся американская AIM-9 Sidewinder с тепловой головкой самонаведения. Она наводилась на цель по тепловому излучению цели и для ее работы радиолокатор не требовался. Это была легкая, компактная и неприхотливая в эксплуатации ракета. После ее изучения, было принято решение скопировать американскую ракету, в СССР она получила обозначение К-13. Именно такими ракетами и вооружили МиГ-21, поле чего он получил обозначение МиГ-21К-13. Истребитель мог нести на подкрыльевых пилонах две такие ракеты. Именно эта модификация и стала первой по-настоящему массовой. В дальнейшем, МиГ-21 различных версий стоял на вооружении 49 государств. Это в своем роде рекорд. В период производства с 1959г. по 1985 в СССР было построено 10 645 самолетов МиГ-21, различных модификаций. По лицензии Индия построила 657 самолетов, Чехословакия – 194, так же МиГ-21 выпускался в Китае под обозначением в J-7/F-7, где было произведено 2400 машин. Таким образом, МиГ-21 стал самым массовым реактивным сверхзвуковым истребителем в истории авиастроения.

Технические характеристики самолета МиГ-21ф-13:

Длина: 13.4 6м.
Размах крыльев: 7.15 м.
Высота: 4.1 м
Взлетная масса: 6.800 кг.
Масса пустого самолета: 4871 кг.
Двигатель: 1 х ТРДФ Р-11Ф-300;
Тяга:1 х 5740 кгс
Максимальная скорость:
- на высоте: 2175км/ч
- у земли: 1100 км/ч
Практический потолок: 19.000м
Дальность полета: 1520км
Экипаж: 1 чел.
Вооружение:
30-мм пушка НР-30, 2 х УР К-13, блоки со снарядами С-5М (по 16 или 32 шт.), два пусковых устройства ПУ-12-40 для стрельбы снарядами С-24, бомбы или зажигательный бак ЗБ-360.

Фотографии walkaround МиГ-21Ф-13

   Фото обзор walkaround самолета МиГ-21-Ф-13 сделан 5 сентября 2017 года в авиационном музее Люфтваффе Берлин-Гатов. На данном фотообзоре walkaround МиГ-21-Ф-13 представлен самолет Военно-воздушных сил бывшей ГДР.