После распада Варшавского договора, руководство Бундесвера объеденной Германии выдвинуло требования к новой артиллерийской системе.

00_Prew_P9075321

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

История создания

Еще с момента формирования Бундесвера в 1955г., особое внимание,  учитывая опыт второй мировой войны, уделялось танковым и механизированным частям, одним из важнейших компонентов, которых являлись подразделения  самоходной артиллерии. С самого начала самоходная артиллерия немецких подразделений комплектовалась самоходками американского производства. В 70-80-х годах прошлого столетия была предпринята попытка создать единую европейскую артсистему  САУ SP70, которая провалилась из-за ряда разногласий, возникших среди стран участников проекта. В итоге Великобритания, Германия и Италия стали самостоятельно создавать свои самоходные орудия. Разработка немцами новой САУ, которая должна была заменить американскую САУ М-109, стоявшую на вооружении  ФРГ, началась 1987г. После распада Варшавского договора были резко урезаны расходы на вооружение. Для принятия на вооружение новой гаубицы были сокращены финансовые и временные рамки. В таких условиях задание на проектирование и производство новой 155-мм САУ было выдано двум конкурирующим консорциумам, одному во главе с фирмой «Краусс-Маффей», второй возглавляла фирма «Вегманн». Через два года начались сравнительные испытания, по результатам которых победил консорциум, возглавляемый фирмой «Венгманн». В 1990г. был подписан контракт на серийное производство и поставку САУ в части.  Первые четыре прототипа были переданы заказчику в 1994г. До конца 1995г. эти машины проходили различные испытания, в том числе и в различных климатических условиях.  В итоге было принято окончательное решение о запуске в серийное производство самоходных гаубиц PzH-2000, в количестве 185 единиц. При разработке САУ конструкторы практически ни чем не были ограничены, но заказчик выдвинул два основных требования – расположить моторно-трансмиссионное отделение в передней части шасси и использовать в артсистеме новый ствол длинной 52 калибра, который позволял вести огонь стандартными боеприпасами НАТО на дальность до 30км. В качестве ходовой части было использовано удлиненное  до семи катков шасси танка «Леопарда» 1, в передней части которого установлен восьмицилиндровый многотопливный дизельный двигатель MTU-881 с гидромеханической трансмиссией HSWL фирмы «Ренк».

Главным оружием PzH 2000 является 155-мм гаубица с длиной ствола 52 калибра, установленная во вращающейся башне. На конце ствола имеется щелевой дульный тормоз, который позволяет уменьшить вспышку при выстреле, и увеличивает начальную скорость снаряда.  Для уменьшения износа и продления срока службы канал орудия хромирован. На полуавтоматическом клиновом затворе установлен магазин на 32 стандартных капсюля-детонатора. Некоторые параметры ствола, такие как температура зарядной каморы, контролируются автоматикой, что позволяет управлять автоматом заряжания. Магазин автомата заряжания оснащен боекомплектом на 60 выстрелов. На САУ PzH 2000 имеется дополнительное вооружение, состоящее из одного 7,62-мм пулемета MG3 и восьми дымовых гранатометов.

Стальная броня обеспечивает защиту экипажа от пуль стрелкового оружия и крупнокалиберных пулеметов до 14,5мм, а также от близких  разрывов снарядов и мин. Часть конструкции прикрыта элементами реактивной брони, а заряды, хранящиеся в задней части башни отделены от боевого отделения прочной стальной перегородкой. Самоходная установка оборудована системой пожаротушения, системами защиты от оружия и вентиляции.

Для стрельбы прямой наводкой гаубица оснащена прицелом PERI R19, прицелом TN80 и лазерным дальномером. Рабочее место командира оборудовано прибором наблюдения PERI-RTNL80 с увеличением в (2- или 8-крат). Так же командир, для работы, может использовать графический дисплей, связанный с  бортовым компьютером MICMOS 32.  PzH-2000  оснащена компьютерной системой управления огнем (СОУ), позволяющей  вести стрельбу как самостоятельно, так и получая целеуказание от батарейного или дивизионного КП. В автоматическом режиме наведение на цель могут осуществлять два члена экипажа. При получении данных, бортовой компьютер имеет возможность  самостоятельно наводить орудие с одной цели на другую. После каждого выстрела наводка орудия проверяется и корректируется на основе данных, полученных от баллистического вычислителя.  Для измерения начальной скорости выпускаемых снарядов на передней стенке башни смонтирована фазированная антенная решетка радиолокационной станции. САУ PzH 2000 оснащена бортовой системой навигации и приемником глобальной системы GPS AN/PSN-11.

Экипаж САУ PzH 2000 состоит из пяти человек: командира, механика-водителя, наводчика и двух заряжающих, но благодаря автомату заряжания в обязанности заряжающих входят задачи пополнения боекомплекта или подача боекомплекта при выходе из строя автомата заряжания.

Первое боевое применение PzH 2000 состоялось в Афганистане в августе 2006г. Три машины из состава голландского контингента действовали в провинции Кандагар. В сентябре этого же года САУ активно использовались во время операции «Медуза» установлению контроля над г. Пандживайи и его окрестностями. Самоходки частей Бундесвера впервые приняли участие в боевых действиях 10 июля 2010 г. Они прикрывали эвакуацию подорвавшейся на мине бронемашины. До этого руководство Германии не решалось отправлять  тяжелое вооружение в Афганистан, считая миссию полицейской.  Но после гибели трех немецких солдат, в апреле 2010 года, было принято решение об  усиления контингента  тремя САУ PzH 2000 в провинции Кундуз. Боевое применение САУ в Афганистане показало, что новая самоходка является очень мощным средством поражения. Из недостатков были отмечены: довольно высокая масса и малоэффективная фильтровентиляционная установка, которая не справлялась с сильной запыленностью. Самоходное орудие впервые созданное Германией, самостоятельно, после Второй мировой войны, оказалось очень удачным и технически совершенным, что задало новую планку конструкторам при проектировании подобных систем вооружения.

Panzerhaubitze 2000 состоит на вооружении: Германии, Греции, Италии, Литвы, Нидерландов, Катара, Хорватии.

Технические характеристики САУ Panzerhaubitze 2000:

Длинас пушкой вперед: 11669 мм
Длина корпуса : 7300 мм
Ширина общая: 3580 мм
Высота: 3060 мм
Боевая масса: 55,3 т

Ширина гусеницы: 550 мм
Мощность двигателя 1000 л.с. (8-цил. дизель MTU 881)
Максимальная скорость:
— по шоссе – 67 км/ч
— по пересеченной местности – 45 км/ч
Запас хода по шоссе: 420 км
Экипаж 5 человек

Вооружение:
155-мм орудие L-52

Дальность стрельбы максимальная:
-стандартными боеприпасами – 30 км
-активно-реактивными более 40 км. (рекорд 56 км)
Макс. угол возвышения пушки, град 65
Макс. угол склонения пушки, град -2,50
Угол горизонтального наведения, град. 360

7,62-мм пулемет MG3
Гранатомёт дымовой 2х4 – 76-мм
Боекомплект — 60 155-мм выстрелов, 2000 патронов 7.62-мм
Преодолеваемые препятствия:
ширина рва — 3,0 м
высота стенки — 1,0 м
подъем — 30 град.
глубина брода — 1,5 м

Фотографии walkaround САУ Panzerhaubitze 2000

Фото обзор walkaround САУ Panzerhaubitze 2000 сделан 7 сентября 2017 года в музее Бундесвера (Militärhistorisches Museum der Bundeswehr) в городе Дрезден.