Широкое применение американцами вертолетов во время войны в Корее послужило поводом для принятия руководством СССР комплекса мер для ликвидации отставания в этой области авиастроения.

Вертолет Ми-4

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

История создания

В ходе боевых действий армия США использовала различные типы вертолетов для корректировки артиллерийского огня, эвакуации раненных, доставки грузов и личного состава. Это доказало, что данные летательные  аппараты обладают уникальными возможностями. В октябре 1951г. в Кремле были собраны ведущие авиаконструкторы страны, которым выдали задания на создание новых винтокрылых машин. ОКБ М.Л. Миля поручили проектирование среднего транспортно-десантного вертолета вместимостью 12 человек. Вертолет, в последствие, получивший обозначение Ми-4, был создан в рекордно короткие сроки. 5 октября 1951г. было подписано постановление Правительства СССР о создании машины, а уже 3 июня 1952г. опытный образец, под управлением летчика-испытателя  В.В. Винницкого, совершил первый полет. В этом же году Ми-4 пошел в серию. Во время проектирования пришлось впервые решать множество инженерных и конструкторских  задач, что в дальнейшем, послужило заделом для советской школы вертолетостроения. Новый вертолет был очень похож на американскую машину S-55, он имел такую же компоновку, но отличался большими размерами и массой. М.Л. Миль посчитал такое решение наиболее удачным, для машины данного класса. Расположенный наклонно, в носовой части, хорошо зарекомендовавший себя двигатель АШ-82,позволил сделать большой грузовой отсек, что дало возможность разметить в нем 12 десантников или технику весом до 1600кг.  На тот момент это был самый большой и грузоподъемный вертолет в мире. Советский вертолет Ми-4 превосходил американский S-55, по грузоподъемности, более чем в два раза. Задняя часть грузовой кабины была оснащена открывающимися створками и откидным трапом, что значительно облегчало погрузку и выгрузку личного состава, техники и грузов. На Ми-4, впервые в мире, применили бустерную систем управления. В декабре 1952г. начался серийный выпуск вертолетов на Саратовском авиационном заводе, а c 1953г. Ми-4 начал выпускать  Казанский вертолётный завод, который, в дальнейшем, стал головным по данной теме, вплоть до окончания производства этих машин. В 1953 году, после успешного прохождения войсковых испытаний, вертолет стал поступать в авиационные полки. На протяжении нескольких десятилетий Ми-4 оставался основным типом винтокрылых машин в вооруженных силах СССР и стран Варшавского договора. Он использовался в качестве транспортно-десантного,  штурмовика, постановщика мин, противолодочного. Практически в это же время Ми-4 стал поступать и в гражданскую авиацию СССР, где он получил широкое распространение в качестве пассажирского, почтового, санитарного, для тушения лесных пожаров и полярного, для работы в условиях Арктики и Антарктики. Гражданские модификации исправно служили геологам, нефтедобытчикам, промысловикам спасателям и полярникам. Вертолету Ми-4 принадлежит большая роль в освоении Сибири, Дальнего Востока, высокогорных районов Средней Азии. За годы серийного производства было выпущено более 3000 машин, кроме того более 500 вертолетов было произведено по лицензии. В Китаее. Он поставлялся на экспорт более чем в 30 стран мира. Ми-4 использовался для перевозки грузов, как в армии, так и в народном хозяйстве, пока на смену ему не пришел новый многоцелевой вертолет Ми-8. Отдельные Ми-4 оставались в эксплуатации вплоть до конца 80-х годов прошлого века.

Технические характеристики:

Длина фюзеляжа: 16,8 м.
Ширина фюзеляжа: 2,0м
Длина с вращ. винтами: 26,8 м.
Высота: 4,4 м.
Диаметр главного винта: 21 м.
Диаметр хвостового винта: 3,6 м.
Тип двигателя: АШ-82
Мощность двигателя: 1700 л.с.
Масса пустого: 4900 кг.
Нормальная взлетная масса: 6950 кг.
Максимальная взлетная масса: 7550 кг.
Максимальная скорость: 185 км/ч
Крейсерская скорость: 140 км/ч
Максимальная дальность полета: 500 км
Скороподъемность: 336 м/мин
Практический потолок: 5500 м.
Экипаж: 3 человека
Полезная нагрузка: 12-16 солдат или 1600 кг груза

 

Сегодня предлагаю Вам фотообзор walkaround  вертолета Ми-4, а так же его видео в HD качестве. Съемка проводилась в Ульяновском музее гражданской авиации 4 августа 2013г. Надеюсь, данный материал поможет Вам при работе над моделями этой машины. На данный момент, например, в масштабе 1:72, модель вертолета Ми-4 выпускают чешская фирма KP и китайская Hobby Boss. Но о моделях Ми-4 мы поговорим в другой раз.

Видео и фотографии walkaround