Появление, у американцев, новейших атомных подводных лодок, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами с ядерной боевой частью и способных производить их запуск из подводного положения сделало как никогда актуальной противолодочную оборону для советской морской авиации.

 00_be-12_prew

В середине 50-х годов на вооружении морской авиации Советского Союза, для борьбы с подводными лодками противника, имелся один тип специализированных самолетов. Это была летающая лодка Бе-6, разработана еще в середине 40-х. Хотя на то время это были самые современные противолодочные самолеты. Но с появлением у вероятного противника нового класса субмарин, возможностей самолета Бе-6 стало явно недостаточно. Попытка модернизации машины не увенчалась успехом. Самолет мог выполнять либо поисковые, либо ударные функции, а военным требовалась машина, способная решать одновременно обе задачи. Согласно постановлению Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 28.03.1956, проектирование специализированного противолодочного самолета поручили ОКБ морского самолетостроения под руководством Г.М. Бериева. КБ еще до официальной постановки задачи, в инициативном порядке, занималось проектными работами по новой машине. Самолету было присвоено обозначение Бе-12 (заводское обозначение – изделии «Е»). Новая машина проектировалась как самолет-амфибия, кроме мореходности он должен был обладать возможностью использования его с сухопутных аэродромов. Проект был одобрен правительственной комиссией и рекомендован к дальнейшей разработке. В июне 1960г. был построен первый опытный образец, а в октябре того же года он совершил свой первый полет. В 1963г. начались Государственные испытания самолета-амфибии, которые продлились до апреля 1965г. По их окончанию самолет Бе-12 был принят на вооружение морской авиации. Производство машины развернули на Таганрогском авиазаводе. Внешне Бе-12 походил на своего предшественника летающую лодку Бе-6, но был значительно больше, хотя и сохранил компоновку. Новый самолет-амфибию снабдили убирающимся шасси, что позволяло машине, для взлета и посадки, использовать сухопутные аэродромы. С воды Бе-12 мог использоваться при волнении до трех баллов, к тому же его оснастили специальной системой дозаправки, что позволяло получать топливо, в открытом море, от танкера или подводной лодки. В качестве силовой установки для амфибии выбрали двигатели АИ-20, хорошо зарекомендовавшие на транспортных самолетах Ан-8.

В состав противолодочного оборудования входили радиогидроакустическая система «Баку» с комплектом из 18 буев и магнитометр АПМ-60, позволяющий производить поиск подводной лодки с высоты 100м при скорости полета до 450 км/ч. В состав средств поражения входили мины, торпеды, глубинные бомбы с обычным или ядерным боезарядом. За характерную форму крыла и длинный нос в войсках самолет Бе-12 получил прозвище «Чайка». Хорошие летные данные позволили ему установить более 40 мировых рекордов в классе гидросамолетов. На базе гидросамолета была создана и спасательная модификация самолета Бе-12ПС, который способен принять на борт 33 человека. Стоит отметить и пожарную модификацию машины – Бе-12П, оборудованную системой забора и сброса воды. Он мог при глиссировании, на скорости 120 км/ч, наполнить внутренний бак для воды, емкостью 6000 литров, за 50 секунд. Самолет Бе-12 более 10 лет строился на Таганрогском авиазаводе, за это время было построено 143 машины различных модификаций. В войсках амфибия, официально, стояла на вооружении до 1992 года, но в некоторых частях машины продолжали использоваться до полной выработки ресурса.

До недавнего времени самой доступной моделью самолета Бе-12, был смоляной набор чешской фирмы RVHP, масштабе 1:72. Стоила она очень недешево, и не так просто ее было купить, только в некоторых иностранных интернет-магазинах. К тому же, работа со смолой требует определенных навыков. В Сети есть несколько отлично выполненных работ из этого набора. Боюсь ошибиться, но вроде бы еще была какая-то вакушка Бе-12, но точно утверждать не буду. И вот, относительно недавно, в продаже появилась новинка от украинской фирмы Modelsvit, сборная модель самолета Бе-12, в масштабе 1:72. Вот о ней сегодня и поговорим. Упаковка представляет собой картонную коробку со съемным верхом.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Внутри находятся две половины фюзеляжа, 16 литников из серого пластика, два литника с остеклением, декаль, небольшая плата фототравления, покрасочная маска, шины колес шасси и инструкция. Модель выполнена по технологии ЛНД, но очень хорошего качества, состоит она из 248 деталей. Стоит отметить, что крайние разработки фирм специализирующихся на выпуске продукции по технологии литья под низким давлением, заметно улучшились в плане качества, и теперь вполне по силам, для работы, моделистам среднего уровня. На деталях нет утяжин и замыленностей, практически отсутствует облой, на поверхность нанесена тонкая и четкая внутренняя расшивка, есть имитация накладных панелей.

Части фюзеляжа, состоящего из двух частей и магнитомера.

фюзеляж Бе-12

Здесь, на днище, несколько упрощены петли бомболюка, но их не сложно доработать. На литнике с магнитомером расположены детали стабилизатора.

Части крыльев и поплавки.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERA

Литник с двигателями.

Двигатели Бе-12

Литник с деталями вертикального оперения и интерьера.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Что касается интерьера кабины пилотов, то он хоть несколько упрощен, но вполне достаточно детализирован, если учесть, что через небольшую площадь остекления практически ни чего не будет видно. Приборная доска и пульты различных блоков выполнены в виде декалей.

Два литника с деталями ниш шасси, которые, на мой взгляд, очень неплохо проработаны, если учесть что ниши у этой амфибии хорошо просматриваются. Конечно некоторые элементы несколько толстоваты и их можно будет заменить на металлические, из фольги. Так же необходимо будет добавить проводку.

Две одинаковые отливки с частями винтомоторной группы.

Детали узла шасси, представляют собой довольно ажурную конструкцию. Ее элементы имеют круглое сечение, что неплохо отражено в отлитых деталях, которые, в принципе, не нуждаются в замене на проволочные.

На этом литнике диски колес основных стоек шасси и элементы хвостовой сойки.

Стоит обратить внимание на колеса шасси, он выполнены в виде пластиковых дисков и шин из резиноподобного материала. Во избежание разъедания резиной пластмассы, диски лучше загрунтовать и хорошо окрасить.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Два литника с остеклением, к ним претензий нет, детали прозрачные и не нуждаются в полировке. Для удобства окраски переплета фонаря, окон и блистеров в комплекте идет окрасочная маска.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERA

Декаль на два варианта окраски, один Военно-морского флота СССР, второй украинский. Качеству печати и цветопередачи элементов вопросов нет, вот только смущает почти полное отсутствие технических надписей. Этот вопрос надо будет выяснять по фотографиям реальных бортов.

Be-12 decal

Инструкция выполнена в виде буклета с хорошей полиграфией и подробно показанными этапами сборки. В ней приведены цветные схемы окраски и нанесения дкеалей.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERA

В вопросы копийности, на данный момент, я не вдавался. Но стоит отметить, что они, практически все, хорошо освещены в статье Андрея aka Silverghost на сайте scalemodels. Но сразу могу сказать, что особо сильных ошибок производитель не допустил. Есть некоторые неточности, которые вполне устранимы. Но даже, не обращая на них внимания, можно сказать, что данная модель очень хорошо передает облик прототипа. В Сети уже есть несколько отлично выполненных работ, из этого набора, которые заслуживают внимания. По отзывам коллег, эта модель Бе-12, в основном, не вызвала больших вопросов в сборке.

В заключение стоит сказать, что украинский производитель в очередной раз порадовал нас достойным продуктом. Я думаю, эта модель Бе-12 с достоинством займет место в коллекции любителей современной авиации. На данный момент ее цена в интернет-магазинах около 35$.