Боевой опыт использования БТР-70, в Афганистане, выявил ряд недостатков машины, которая создавалась для ведения боевых действий на равнинах европейского театра военных действий.

00_btr-80_prew_P5090780

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

История создания

Опыт использования машины в горной местности с жарким климатом показал, что угла подъема пулемета КПВТ и спаренного с ним ПКТ было недостаточно для ведения огня по душманам, засевшим на возвышенностях. В жарком климате вызывала нарекание и силовая установка, состоящая из двух спаренных бензиновых двигателей ЗМЗ-4905. В таких условиях они обладали повышенным расходом топлива, а из-за разреженного воздуха гористой местности не выдавали достаточной мощности. Силовая установка часто выходила из строя, а ее ремонт, в полевых условиях, был затруднителен.
Исходя из вышесказанного, конструкторам Горьковского автозавода было поручено разработать новый бронетранспортер, лишенный этих недостатков, конструкторскую группу возглавил А.Г. Масягин. Уже на этапе проектирования новая машина получила обозначение БТР-80. По своей компоновке он схож со своим предшественником БТР-70. Впереди находится отделение управ­ле­ния, в котором располагаются  механик-водитель и командир. За ним боевое и от­де­ле­ние десанта, в бортах которого оборудованы восемь шаровых установок, предназначенные для стрельбы из личного оружия. В корме машины расположено от­де­ле­ние си­ло­вой ус­та­нов­ки, изолированное от боевого герметичной перегородкой. В нем располагаются: двигатель, сцепление с коробкой передач, радиаторы, предпусковой нагреватель, водометный движитель, топливные баки и другое оборудование.

На новую машину установили дизельный двигатель КамАЗ 7403 и для повышения мощности снабдили его турбокомпресором ТКР7Н1.  В итоге, он стал выдавать мощность 260 л.с. Для облегчения запуска двигателя, в холодное время года, его оборудовали предпусковым подогревателем. Изменения коснулись и вооружения, новый бронетранспортер  БТР-80 снабдили усовершенствованной башенной пулеметной установкой БПУ-1 с новым оптическим прицелом 1ПЗ-2. Теперь угол наведения пулеметов, по вертикали, составлял 60 градусов, это позволяло вести зенитную стрельбу. Герметичный броневой корпус машины сварен из стальных броневых листов толщиной 5-9мм с различными углами наклона. Это защищает экипаж и десант от осколков и пуль калибра 7,62мм, лобовая броня выдерживает попадание пуль калибра 12,7мм. Очистку забираемого воздуха от пыли, радиоактивных и отравляющих веществ обеспечивает фильтровентиляционная установка. При помощи четырех люков в крыше и двух двустворчатых люков по бортам машины, экипаж и десант могут быстро производить высадку-посадку. Для внешней связи бронетранспортер оборудован радиостанцией Р-123М, а для внутренней переговорным устройством Р-124.

Бро­не­транс­пор­тер БТР-80 был при­нят на воо­ру­же­ние Со­вет­ской Ар­мии в 1986 го­ду, и в том же го­ду был за­пу­щен в се­рий­ное про­из­вод­ст­во. Он использовался в ходе войны в Афганистане, а так же в множестве других локальных конфликтах на пост­со­вет­ском про­стран­ст­ве и за рубежом. Бронетранспортер БТР-80 поставлялся в Алжир, Анголу, Афганистан,  Венгрию, Ве­не­су­элу, Ира­к, КНДР, Ко­лум­бию, Кот-д’Ивуар и ряд других государств. На базе БТР-80 был создан ряд различных боевых машин, о некоторых из них мы еще поговорим позже.

Сегодня предлагаю Вам фотообзор Walkaround бронетранспортера БТР-80, сделанный мной на выставке военной техники во празднования 9 Мая 2014 и 2015г. Что касается сборных моделей БТР-80, то они выпускаются и в 35-м и 72-м масштабах. Совсем недавно в продажу поступила новая разработка от украинского производителя ACE: БТР-80 в масштабе 1:72. Вот о ней более подробно поговорим в следующей статье.

Технические характеристики БТР-80:

Длина: 7650 мм
Ширина: 2900 мм
Высота: 2350 мм
Дорожный просвет (клиренс): 475 мм
Колея: 2410мм
Колёсная формула: 8 х 8
Боевая масса: 13,6 т
Мощность двигателя 260 л.с.
Максимальная скорость:
— по шоссе – 80 км/ч
— наплаву – 9-10 км/ч
Запас хода по шоссе: 600 км
Вместимость: Экипаж 3 человека и 8 десантников
Бронирование: противопульное
Вооружение:
пулеметы — 14,5-мм пулемет КПВТ
спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ
Боекомплект — 500 патронов 14.5-мм, 2000 патронов 7.62-мм
Преодолеваемые препятствия:
подъем — 30 град.
макс. допустимый крен — 25 град.
ширина рва — 2,0 м
высота стенки — 0,5 м
глубина брода — плавает

Фотографии walkaround БТР-80 бортовой номер 006

Фотографии walkaround БТР-80 бортовой номер 360