В связи с массовым переходом, в послевоенные годы, на самолеты с реактивным двигателем потребовалось и наличие реактивного учебно-тренировочного самолета (УТС).

MiG-15uti

Имеющееся, на тот момент, небольшое количество двухместных самолетов Як-17УТИ, с ненадежным  двигателем РД-10, явно не удовлетворяло потребностям ВВС. Поэтому в апреле 1948г. ОКБ Микояна получило задание на создание нового УТС. Несмотря на это работы по проектированию новой машины, на базе принятого на вооружение истребителя МиГ-15, начались еще в ноябре 1948г.  За счет уменьшения первого фюзеляжного топливного бака установили вторую кабину для инструктора. Обе кабины были оборудованы полным набором приборов, органов управления и катапультными креслами.  Бортовое оружие, машины получившей обозначение МиГ-15УТИ, состояло из одной пушки НР-23 и одного пулемета УБК-Э. Передняя кабина была оборудована прицелом АСП-1Н. Так же имелась  возможность подвески бомбового вооружения на подкрыльевые бомбодержатели. Для контроля выполнения учебно-тренировочных заданий на самолет был установлен фотокинопулемет С-13. С мая по август 1949г. были проведены заводские летные испытания новой машины. После выявления и устранения недостатков, в мае 1950 года, были проведены контрольные испытания. После их завершения, УТС был рекомендован к принятию на вооружение и запуску в серийное производство. МиГ-15УТИ серийно выпускался на четырех авиазаводах, вплоть до  конца 1959 года. В процессе производства он постоянно модернизировался,  менялся состав бортового оборудования и вооружения. Снятые с вооружения МиГ-15 переделывались в двухместные УТС. Таким образом, в 60-х годах МиГ-15УТИ стал самым массовым учебно-тренировочным самолетом в Советском Союзе и странах Варшавского договора. Помимо обучения летного состава эти машины использовались для испытания новых оружейных систем, бортового оборудования и летной техники.

Фотографии УТС МиГ-15УТИ сделаны 25 июня 2014 года в Техническом музее АвтоВАЗ в городе Тольятти. Надеюсь, этот материал будет полезен Вам при работе над моделью этого самолета или его одноместной версии. Для выяснения некоторых спорных моментов, на данной машине, были проведены измерения, но об этом поговорим отдельно. Модель МиГ-15УТИ, например, в масштабе 1:72, выпускается китайской фирмой HobbyBoss. Еще можно порадовать моделистов тем, что совсем недавно, в продаже появилась новая модель МиГ-15УТИ, в масштабе 1:72, от чешской фирмы Eduard. Ее обзор уже есть на блоге.