Fouga Magister
Стремительное развитие реактивной авиации после Второй Мировой Войны потребовало и совершенно нового подхода к подготовке летного состава.
Обычно, для обучения пилотов реактивных самолетов переделывали боевые машины, путем добавления второй кабины и дублирующих органов управления. И только в конце сороковых годов прошлого века началась разработка принципиально новых летательных аппаратов — учебно-тренеровочных самолетов (УТС) с реактивным двигателем. К разработке самолета такого типа французская фирма «Фуга» приступила в 1948 году. Ранее эта фирма специализировалась на легких спортивных и учебно-тренировочных самолетах с поршневым двигателем. Новый самолет получил обозначение СМ.130R, но из-за недостаточной тяги двигателей пришлось перерабатывать конструкцию под более мощные двигатели Turbomeca Marbore, кроме того новую машину сделали цельнометаллической. После всех изменений и доработок самолет получил обозначение CM.170R. Новый УТС получился довольно оригинальной конструкции. Он имел крыло большого удлинения и уникальное V-образное оперение, угол между килями составил 110°. Заказ на постройку трех опытных машин Министерство авиации Франции выдало фирме в декабре 1950 года. Первый полет машины, под обозначением СМ-170 Fouga Magister, состоялся в июле 1952 года. Несмотря на потерю первого и третьего прототипов, в июне 1953 года последовал заказ на партию из десяти предсерийных Fouga CM.170-1 Magister. Полномасшабное серийное производство самолетов для ВВС Франции началось в январе 1954 года. Конструкция нового УТС Fouga Magister получилась довольно удачной. Самолет обладал очень хорошей управляемостью и отличной скороподъемностю. Машина сразу понравилась летному составу. Обе кабины самолета были комфортабельные с отличным обзором, особенно из передней. CM-170 Magister строился как для ВВС Франции, так и на экспорт. А в некоторых странах, таких как Германия, Израиль, Финляндия он строился по лицензии. Самолет так же мог использоваться в качестве легкого штурмовика. Например, машины выпущенные в Израиле имели постоянно установленные узлы подвески вооружения. Это давало возможность использовать их в боевых действиях сразу, без установки дополнительного оборудования. Для стрельбы и бомбометания в передней кабине установлен оптический прицел.
Посмотрим что же нам могут предложить производители сборных моделей, например, в масштабе 1:72. К сожалению, на сегодняшний день единственная доступная модель от французской фирмы Heller. Она еще пакуется в коробку фирмы Airfix. Коробка со съемным верхом, на лицевой стороне изображен Fouga Magister в окраске пилотажной группы «Patrouille de France».
В коробке находится четыре литника с деталями модели, литник с остеклением, декаль и инструкция.
Литник с деталями фюзеляжа.
Литник с деталями крыльев.
Литник с деталями 1
Литник с деталями 2
Модель довольно старая, но вполне хорошего качества. У нее, для своего времени, очень неплохая проработка поверхностей и деталей. Качество отливок тоже не вызывает нареканий. Облоя практически нет, отсутствует смещение деталей, но есть следы от толкателей на внутренней стороне фюзеляжа. Даже детали круглого сечения сделаны вполне прилично. Как видим, модель имеет внешнюю расшивку, но довольно хорошего качества. В нишах шасси имеется силовой набор. Конечно он упрощенный, но все же лучше чем ни чего. Интерьер кабины, по сегодняшним меркам, не очень богатый. Но для желающих доработать модель есть кабина от Pavla Models, номер по каталогу PAVC72090, и фототравление от KUIVALAINEN, по номером KPE72028. Остекление кабины вполне приличное. Фонарь чистый и прозрачный, нуждается, при желании, лишь в небольшой полировке.
Декаль на два варианта. Первый, как и изображен на лицевой стороне коробки, пилотажной группы «Patrouille de France», второй — немецкий.
Вот ее качество, к сожалению, мне не понравилось. Декаль немного смазана, есть небольшие смещения, нет четкости контуров опознавательных знаков и кодов. На мой взгляд, ее надо менять. В продаже имеется декаль от Modeldecal, под номером MD037, правда она идет на несколько типов самолетов, среди которых есть и Fouga Magister.
Инструкция модели напечатана на нескольких разворотах. Она вполне понятна и позволяет без вопросов собрать модель.
О точности и копийности модели сказать ни чего могу, так как не нашел чертежей для этого самолета. Но если судить по фото, то модель вполне похожа на оригинал. К тому же, на сегодняшний день она безальтернативна.
В заключении можно сказать, хоть и разработка Heller уже далеко не новая, но даже по сегодняшним меркам она вполне приличная. И судя по отзывам коллег, позволяет собрать модель самолета Fouga Magister без особых проблем, так как имеет неплохую стыкуемость деталей. Цена модели в интернет-магазинах около 350-400 рублей.
Оставить комментарий или два