Devastator
В начале тридцатых годов основную ударную силу авианосцев составляли торпедоносцы бипланной конструкции.
Они были тихоходные и имели небольшую боевую нагрузку. В 1931г. американские ВМС начали разработку трех новых авианосцев, соответственно требовались и новые самолеты для их вооружения. В июне 1934г. командование авиации флота объявило конкурс на создание универсальный боевой самолет палубного базирования, для замены устаревшего TG-2. В конкурсе приняли участие три фирмы, в котором победила фирма Дуглас, с проектом XTBD-1. Это был цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, тканью обшивались только управляющие поверхности. Самолет имел складывающееся, с помощью гидравлики, крыло. По тем временам, конструкторы сделали заметный шаг вперед. Экипаж машины состоял из трех человек. Первый полет опытного торпедоносца состоялся 15 мая 1935 года. Затем на самолете проводились испытания по бомбометанию и сбросу торпед. Испытания проходили до конца 1935г. Их результаты были признаны успешными, и после ряда доработок самолет был рекомендован в серию. 25 июня 1937г. взлетел первый серийный торпедоносец, получивший обозначение TBD-1, а в дальнейшем и собственное имя «Devastator». Официально самолет был принят на вооружение ВМФ США в январе 1938г.
К началу войны TBD-1 Devastator стал основным палубным торпедоносцем ВМФ США. Боевая карьера торпедоносца сложилась не лучшим образом, на это повлияла не доработанная торпеда Мк.XIII и безграмотная тактика применения машины. После потери 41 машины во время битвы у атолла Мидуэй, торпедоносцу TBD-1 Devastator был подписан приговор. Возможно, тактически просчеты списали на недостатки машины, и сразу после сражения у атолла Мидуэй их начали выводить из состава ударных частей, и переводить в резервные или учебные части.
В 2013г. чешский производитель пластиковых моделей Admiral выпустил новую модель под индексом ADM 7215. В принципе, это не первая модель TBD-1 Devastator в масштабе 1:72. Посмотрим, что же получилось у чехов на этот раз. Модель упакована в коробку из мягкого картона с боковыми клапанами. На лицевой стороне изображен цветной рисунок самолета.
А на обратной цветные варианты окраски модели.
В коробке находятся два литника из серого пластика, литник с остеклением, детали из смолы, декаль и инструкция. Модель выполнена по технологии ЛНД.
Литник 1
Литник 2
Качество отливок, если честно, оставляет желать лучшего. Явного смещения деталей вроде бы не наблюдается, но присутствует достаточное количество облоя. Модель имеет внутреннюю расшивку очень среднего качества. Она несколько широкая, замыленная, местами не до конца прорезана и искривлена на прямых участках. Самолет TBD-1 Devastator на некоторых участках имел гофрированную обшивку, в частности, на крыльях и стабилизаторах. Гофр на плоскостях, вроде бы, приемлемого качества, вот только расшивка имитации лючков несколько толстоватая. Сейчас сложно сказать как это будет выглядеть на готовой модели. Но все же, можно попытаться иглой несколько углубить и сделать линии расшивки более четко. Очень огорчило, что на одном из стабилизаторов гофр обшивки оказался ниже плоскости самого стабилизатора. Здесь придется серьезно повозиться. Вдобавок, у стабилизаторов нет посадочных штифтов. Придется при приклейке их к фюзеляжу аккуратно выставлять правильные углы. Интерьер кабины дан в виде имитации силового набора на внутренних поверхностях фюзеляжа и частично пластиковыми и смоляными деталями. Практически все детали круглого сечения необходимо заменять на тянутый литник или проволоку.
Смолой даны детали интерьера, двигатель, колеса шасси и некоторая мелочевка.
Качество смоляных деталей не вызывает особых нареканий, осталось узнать как они встанут на место.
Остекление модели несколько мутновато и однозначно нуждается в полировке.
С моделью идет декаль на три варианта окраски самолета TBD-1 Devastator. Качество ее печати не вызывает нареканий. Элементы декали без смещений, их цветопередача правильная.
Инструкция напечатана на листе А4, сложенном вдвое. Этапы сборки вроде бы понятны, но по сегодняшним меркам, полиграфия инструкции слабовата.
Посмотрим, как получилась модель в плане копийности. Для этого возьмем чертежи из журнала Моделист-Конструктор №9-2002. Как видим, фюзеляж хорошо совпадает с этим чертежом. Здесь, на фото, немного неудачный угол съемки. На самом деле, в районе фонаря, обрез кабины совпадает с линией графики.
Капот двигателя, если отбросить толщину линии, вполне нормально ложится в чертеж.
Крыло, как видим, и на виде сверху, и на виде снизу хорошо вписывается в данную графику.
К стабилизаторам тоже нет вопросов, здесь все в норме.
На фото видно что фонарь, по ширине, совпадает с чертежом.
Не знаю как по точности данные чертежи, но модель в них ложится неплохо. Про стыкуемось деталей пока сложно что-то сказать, но думаю, поработать здесь придется не мало. Если учесть не очень хорошее качество исполнения деталей, о чем говорилось выше, я думаю, модель придется и поточить, и пошпаклевать. А самое главное — запастись терпением.
Вот такая неоднозначная модель TBD-1 Devastator получилась у чешского производителя. Если честно, от новинки 2013г. я ожидал большего. С уверенность можно сказать, что новая модель лучше старой от Airfix, только вопрос — на сколько ? И стоит ли она своих денег ? Ее цена в интернет-магазинах около 18,8$.
Оставить комментарий или два