A-4 Skyhawk
Еще во время войны в Корее возникла необходимость замены поршневых штурмовиков Sklyraider на самолет с реактивным двигателем.
Генеральный конструктор фирмы «Douglas» Эд Хайнеманн довольно быстро набросал проект нового самолета. Конструктор заявил, что сможет создать самолет с массой около 5400 кг. В октябре 1952 года после макетной комиссии началась основная работа по созданию нового штурмовика. Причем, пришлось переделать ряд узлов и систем, так как было необходимо уложиться в заданные весовые характеристики. При размахе крыла всего 8,2м появилась возможность отказаться от механизма складывания крыла при эксплуатации на авианосцах, что позволило снизить вес конструкции. Самолет получился легким и компактным с довольно просторной кабиной имевшей бронирование. При отказе гидравлики самолет мог совершить аварийную посадку на два подвесных топливных бака, которые использовались практически всегда. Изначально Skyhawk планировалось использовать только как носитель ядерной бомбы, но затем список его задач расширили. Он должен был выполнять бомбометание с пикирования, непосредственную поддержку войск и многие другие ударные задачи, с которым в дальнейшем прекрасно справился. Прототип XA4D-1 был готов в начале июня 1954года, а уже 22 июня он совершил свой первый полет. Самолет получил название A-4 Skyhawk. В октябре 1956 года начались поставки самолетов в части. После выпуска A-4A почти сразу же поставили вопрос о модернизации машины. Новая модификация A-4B получила расширенный состав вооружения, в состав которого включили УР «воздух-земля» AGM-12 Bullpup. Также была улучшена система бомбометания. Новый штурмовик обладал отличными скоростными и маневренными характеристиками, поэтому A-4B Skyhawk некоторое время использовался как истребитель на небольших авианосцах. Так же имитировал советские истребители в школе TOP GUN. Штурмовик A-4 Skyhawk различных модификаций довольно долго состоял на вооружении армии и флота США. Серийное производство машины продолжалось до 27 февраля 1979 года. Всего было построено 2960 «Скайхоков» различных модификаций. A-4 состоял на вооружении многих стран мира и широко применялся в ряде вооруженных конфликтов: войне во Вьетнаме, арабо-израильских войнах, войне за Фолклендские острова. За простоту и надежность его прозвали револьвер Хайнеманна.
Модели A-4 Skyhawk в разных масштабах всегда были не редкостью. Сегодня рассмотрим модель под номером F-24 A-4E/F Topgun в масштабе 1:72 от японской фирмы Fujimi. Она уже не новая, но даже сегодня, при нынешних довольно высоких требованиях, выглядит очень прилично. Модель упакована в картонную коробку со съемным верхом, на лицевой стороне изображен красивый цветной рисунок самолета.
В коробке находится пять литников из хорошего светло-серого пластика, литник с прозрачными деталями, декаль и инструкция.
Литник 1
Литник 2
Литник 3
Литник 4
Литник 5
Фирма Fujimi выпускает большую линейку моделей самолетов A-4. В ее ассортименте есть практически все модификации, поэтому некоторые литники унифицированы.
Качество отливок очень хорошее, правда, от времени пресс-форма износилась и кое-где появился облой. Есть следы от толкателей, но не в критичных местах. Модель имеет очень качественную внутреннюю расшивку. Вот интерьер кабины самолета бедноват, для его замены лучше использовать коррекционный набор от Aires.
Из-за унификации почти все модели A-4 Skyhawk имеют одинаковое вооружение — НУР «Зуни», которые располагается на общем для всех модификаций литнике. Хотя для модификаций A-4b/c идут ракеты «Буллпапп». Еще надо внимательно посмотреть на расшивку, так как ранние и поздние модификации отличались расположением лючков. Расшивка больше похожа на поздние модификации. Фонарь прозрачный и чистый, его можно сделать в двух положениях — открытом и закрытом.
Декаль на четыре варианта. Вот к ее качеству есть претензии — не понравился красный цвет. Он, как и на других моделях Fujimi, намного темнее, чем положено и ближе к бордовому.
Качество остальных элементов декали можно сказать приемлемое, хотя мелкие шрифты не четкие. На мой взгляд, лучше купить отдельно хорошую декаль.
Инструкция, как и у остальных моделей Fujimi, напечатана на небольшом листе, сложенном несколько раз, все этапы сборки понятны.
Посмотрим как данная модель соответствует чертежам. Для этого возьмем графику из изданий A-4 Skyhawk Warpaint Aviation News N003 и Авиация и время 5 2000. Сначала сравним модель с чертежами из Warpaint. Носовая часть вполне нормально совпадает с данным чертежом. На фото видны небольшие отклонения, но этот эффект получается из-за не плотного прилегания детали к листу бумаги.
Хвостовая часть фюзеляжа, как видим, тоже вполне нормально вписывается в данный чертеж.
С крыльями так же вопросов нет.
Есть небольшое отклонение по размаху, в пределах 1,5 мм, но здесь надо будет еще раз измерить, исходя из реальных размеров самолета.
Теперь возьмем чертежи из журнала Авиация и время. Носовая часть фюзеляжа — в пределах нормы.
Хвостовая часть фюзеляжа, по этой графике, в районе сопла получается несколько меньше.
Крыло по форме и обводам неплохо вписывается в данный чертеж. А вот с размахом опять оказалось немного больше.
Более десяти лет назад я собирал модель A-4M Skyhawk от Fujimi. Могу сказать, что проблем со сборкой не возникло. Модель собралась очень хорошо, причем, я ее дорабатывал. Единственное, что запомнилось из не приятных моментов — это место стыковки крыла с фюзеляжем. Там, из-за конструктивных особенностей самого самолета, не удобно было обрабатывать, а потом прорезать шов. Конечно сейчас многое сделал бы по-другому. Вполне возможно в дальнейшем буду собирать и описывать процесс сборки данной модели.
В заключение, хочу сказать, что хотя данная модель на рынке уже более двадцати лет, но и по сей день она находится на высоком уровне. На данный момент я не нашел где ее можно купить — везде отсутствует. Правда совсем недавно появилась новинка A-4 Skyhawk у Airfix, но о ней поговорим в другой раз.
Оставить комментарий или два