Участившиеся налеты союзной авиации на территорию Германии показали, что руководство Люфтваффе недооценило угрозу, исходящую от англо-американских стратегических бомбардировок.

00_fw-190d9_prew

Сильнейший налет британской авиации на Кельн в мае 1942г. стал ярким подтверждением этого.Так же стало ясно, что у немцев нет истребителя, способного эффективно перехватывать высотные разведчики и бомбардировщики союзников. Все немецкие двигатели имели высотность до 6000-7000м, система впрыска закиси азота GM-1 позволяла только кратковременно повысить мощность. Пытаясь как-то повлиять на ситуацию, руководство RLM поручило конструкторам фирм «Мессершмит» и «Фоке-Вульф» выдвинуть идеи по созданию высотного истребителя. Первые попытки создать высотный истребитель Fw-190B из Fw-190A, путем установки двигателя BMW-801, оборудования машины гермокабиной с двойным остеклением и установки системы GM-1, успехов не принесли, так как он не отвечал техническим требованиям. Работы было решено сосредоточить на модификации Fw-190C. На эту модификацию планировалось установить двигатель DB603, оснащенный турбокомпрессором. Из-за кольцевого радиатор, установленного в носу, внешне самолет очень походил на машину с двигателем воздушного охлаждения. Турбонагнетатель расположили под фюзеляжем, в неком подобии кармана, из-за чего самолет получил прозвище «Кенгуру». В начале 1943г. были произведены испытательные полеты Fw-190V18, по результатам которых стало ясно, что машина непригодна к полетам. Из-за сильной задней центровки самолет оказался неустойчив и труден в управлении. К тому же, турбокомпрессор не выдавал достаточной мощности, поэтому истребитель на высоте 11000м развивал скорость 680км/ч, что могло быть достигнуто и без турбонагнетателя. Часть недостатков удалось устранить, но из-за слишком медленной доводки двигателя DB603 программу Fw-190C пришлось свернуть.

Работы над третей линией высотных истребителей, получивших обозначение Fw-190d9, шли гораздо успешнее. Машина изначально проектировалась под двигатель жидкостного охлаждения Jumo-213, который проектировался как бомбардировочный, но его конструктор доктор Август Лихте предусмотрел возможность установки пушки в развале блока цилиндров. Это решение и позволило в дальнейшем использовать двигатель на одномоторных истребителях. Первым прототипом серии «D» стал Fw-190V17, переделанный из Fw-190A-0. После первых полетов, проведенных в марте 1942 года, из-за изменения центровки, хвостовую часть удлинили на 50см, при этом усилили стойку хвостового колеса. После постройки еще нескольких прототипов и проведения комплекса испытаний, в октябре 1942г фирма «Фокке-Вульф» получила заказ на постройку макета Fw-190D-9. После ряда экспериментов машина получила вооружение, ставшее стандартным. Оно состояло из двух пулеметов MG 131 с боезапасом 475 патронов на ствол и двух пушек MG 151/20 с боекомплектом по 250 снарядов. Решение о запуске истребителя в серийное производство было принято еще до окончания испытаний, так как на их первом этапе серьезных недостатков у новой машины не было выявлено. Первый серийный Fw-190D9 был облетан 7 сентября 1944г. Первоначально новый самолет, в частях, получивший прозвище «Длинноносая Дора» был встречен без особого энтузиазма. Двигатель Jumo 213 не выдавал заявленной мощности и соответственно истребитель не развивал проектной скорости, к тому же, снизилась маневренность истребителя. Курт Танк лично приезжал в III./JG54 в Олденбурге убеждать летчиков в том, что новый самолет не так уж плох, и что это только временная мера до запуска в серию истребителя Ta-152. Несколько привыкнув к Fw-190d9 летчики смогли выявить ряд сильных сторон новой машины таких как: высокая скорость пикирования и неплохая скороподъемность, на высоте 6500м скорость полета составляла 685 км/ч, а на форсированном режиме возрастала еще на 15-20 км/ч. Это дало возможность вести бой на скоростях сравнимых со скоростями P-51 Мустанг. А по огневой мощи Fw-190d9 превосходил американские истребители. Но на высотах 8000-9000м скорость полета Fw-190d9 падала до 630км/ч, что не позволяло самолету стать полноценным высотным истребителем. В ходе производства машина постоянно модернизировалась, и в конструкцию вносились изменения, выпускались R-наборы дополнительного оборудования. Однако появившийся в августе 1944 г. самолет не мог уже спасти положения и вернуть Германии, отчаянно страдавшей от нехватки стратегически ценных для военной промышленности материалов и недостатка пилотов, господство в воздухе. После окончания войны советские инженеры детально изучили немецкий самолет и пришли к выводам, что на малых высотах Fw-190d9 проигрывал истребителям Як-3, Як-9У и Ла-7 на 24 км/ч, а на средних высотах более чем на 10 км/ч так же он проигрывал в горизонтальной и вертикальной маневренности. Были отмечены и сильные стороны машины: удачная компоновка агрегатов мотора и винтомоторной группы, удачная конструкция автоматического регулятора температуры охлаждающей жидкости, деревянные лопасти с высоким КПД. Так же отмечена хорошая система управления огнем и удачная конструкция прицела, высокое качество бронестекла фонаря кабины пилота. Во время испытаний все агрегаты немецкой машины работали безотказно.

Что касается моделей «длинноносой Доры», то Fw-190d9 ни когда не был обделен вниманием и выпускался различными производителями моделей в различных масштабах. В масштабе 1:72 его выпускали Hasegawa, Tamiya, Academy, причем, различного качества и разной степенью копийности. Сегодня хочу предложить обзор еще одной модели истребителя Fw-190d9 в масштабе 1:72 от чешской фирмы AZmodel 7498, которая появилась рынке относительно недавно. Модель упакована в картонную коробку с боковым клапаном. На лицевой стороне цветная картинка.

box_01

На обороте — варианты окраски и схема нанесения декалей.

box_02

Внутри находятся два литника из серого пластика, небольшой литник с остеклением, детали из смолы, цветная инструкция и декаль.

На сколько я знаю, фирма AZmodel делает свои модели по технологии ЛНД. Если рассматривать данную новинку, то здесь виден совершенно другой уровень исполнения отливок. На деталях нет облоя, замыленностей или утяжин. На поверхность модели нанесена внутренняя расшивка, которая, если быть уж очень критичным и придирчивым, в некоторых местах имеет несколько разную толщину. Но самое интересное, на всю поверхность модели нанесена клепка, причем отличного качества. На первом литнике расположены половины фюзеляжа, детали интерьера кабины, верхняя часть капота двигателя, воздухозаборник, стойки шасси и выхлопные патрубки.

Литник 1

sp-01-01sp-01-02sp-01-1sp-01-2sp-01-3sp-01-3-fw-190-tailsp-01-4sp-01-5sp-01-6sp-01-7

На втором литнике расположены части крыльев, детали кабины, части воздушного винта, стабилизаторы и некоторые мелкие детали.

Литник 2

sp-02-01sp-02-02sp-02-1-wingsp-02-2-wingsp-02-3-wingsp-02-4sp-02-5sp-02-6sp-02-7sp-02-8

Очень порадовало наличие деталей из смолы, которыми дана ниша шасси и нижняя часть двигателя. Литье очень четкое и качественное.

fw-190d-resin-enginefw-190d-wheel-bay

Остекление чистое и прозрачное, фонарь состоит из двух частей.

fw-190d-canopy-01fw-190d-canopy-02

Декаль на три варианта, также содержит элементы технических надписей. К качеству печати претензий нет, все отпечатано четко и без смещений. Что касается исторической правдоподобности вариантов, то здесь более четко на вопрос смогут ответить специалисты по теме Fw-190, но судя по описанию на коробке, все варианты окраски относятся к весне 1945г. К недостаткам стоит отнести отсутствие приборной доски.

fw-190d9 decal

Инструкция выполнена в виде сложенного вдвое листа формата А4. Цветная полиграфия хорошего качества, этапы сборки показаны подробно. Но вот схема нанесения технических надписей, которая показана на обороте коробки, не очень понятна. 

manual_00manual_01

Поводя итого можно отметить, что на первый взгляд, чешскому производителю модель удалась. На литниках все выглядит очень хорошо, лишь бы не было разочарования при сборке. Стоит надеяться, что большая часть новых моделей разрабатывается по технологии 3D и это дает надежду, что проблем со сборкой и стыкуемостью не возникнет. Большим плюсом является наличие качественных деталей из смолы. Копийность модели не проверялась. Еще можно добавить, что AZmodel выпускает серию моделей Fw-190d9, все они содержат одинаковые литники и отличаются только коробками и декалью.