Закупка Советским Союзом, в Великобритании, нескольких ТРД Роллс-ройс Dervent V и Nine стала новым этапом в истории отечественного авиастроения.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11 марта 1947, нескольким ОКБ предписывалось разработать новые реактивные истребители под эти двигатели. В частности, А.С. Яковлеву, у которого к стреловидному крылу было осторожное отношение, ставилась задача — разработать самолет с прямым крылом и двигателем Дервент V. В ОКБ А.С. Яковлева начали проектировать сразу два самолета Як-25 (первый) и Як-23. Официально был заявлен Як-25. Новый самолет Як-23 создавался заново, а не базировался на конструкции Як-3 как предыдущие машины Як-15 и Як-17. При его проектировании, был учтен опыт, полученный при проектировании, производстве и эксплуатации предыдущих типов самолетов с реактивным двигателем. Поэтому, как и на Як-15/17 была выбрана реданная схема компоновки. В связи с подготовкой к воздушному параду, приказом министра авиапромышленности, Яковлеву предписывалось закончить постройку новой машины к июню 1947г. На новый самолет установили английский двигатель Дервент V, и 8 июля истребитель впервые поднялся в воздух. Новый истребитель был продемонстрирован 3 августа на авиационном параде в Тушино. В ноябре 1947 самолет Як-23 был передан на Госиспытания, по их результатам он был рекомендован к принятию на вооружение. Но решение о серийном производстве истребителя не принималось почти год. Наверное, причиной послужили выявленные в ходе испытаний недостатки машины и более высокие летные показатели опытных истребителей со стреловидным крылом И-310 (прототип МиГ-15) и «174″ (прототип Ла-15). Но все же, в феврале 1949 производство истребителя началось в Тбилиси на заводе №31. В связи с принятием на вооружение нового истребителя МиГ-15, самолет Як-23 был выпущен в небольшом количестве. Его производили до марта 1951, всего за это время было построено 313 машин. В Советском Союзе Як-23 широко не использовался. Самолеты стояли на вооружении нескольких авиаполков Северокавказского и Приволжского округов. Основное количество выпущенных Як-23 поставлялись в дружественные социалистические страны Восточной Европы. Экспорт машин начался в июле 1950 года. К 1953 году в строевых частях СССР не осталось самолетов данного типа. Все Як-23 были списаны или переданы союзникам. Большое количество самолетов данного типа получила Польша, там они благодаря своей высокой скороподъемности, в основном использовались в системе ПВО. Поляки очень хорошо отзывались о Як-23, они даже планировали наладить его серийное производство у себя, но отказались в пользу МиГ-15. Так же некоторое количество Як-23 было поставлено в Чехословакию, где они так же использовались в системе ПВО, в частности, как и в Польше, для борьбы с аэростатами. Еще истребители данного типа поставлялись в Болгарию, Румынию, Венгрию.

До недавнего времени самой доступной моделью Як-23, в масштабе 1:72, была старая разработка чешской фирмы KP, которую еще препаковывала фирма Mastercraft. Была еще тоже старая и довольно дорогая модель из смолы от CMR. И вот, совсем недавно, чешская фирма Special Hobby представила новую модель самолета Як-23 в масштабе 1:72. Модель выпускается в двух вариантах Special Hobby 1/72 Як-23 «Warsaw Pact» под номером 72242 и Special Hobby 1/72 Як-23 «Red & White Stars» под номером 72248. Модели отличаются только декалью. Рассмотрим ее на примере Special Hobby 72248 Як-23 «Red & White Stars». Модель упакована в коробку из картона с боковыми клапанами. На лицевой стороне изображен рисунок самолета.

Special Hobby Yak-23

На обратной стороне — цветная схема окраски и нанесения декалей.

Yak-23 model

Модель выполнена по технологии ЛНД, и состоит из одного литника с деталями самолета, фонаря, деталей из смолы, платы фототравления и декали.

Special Hobby Yak-23Yak-23 model

Хоть модель и выполнена по технологии ЛНД, качество пластиковых отливок на высоте. На деталях нет утяжин и смещений, правда есть совсем небольшое количество облоя. Не понравились стойки шасси, с ними надо будет поработать. Модель имеет аккуратную и тонкую внутреннюю расшивку.

Yak-23 photo detailYak-23 detailYak-23 detail

Из смолы сделаны основные ниши шасси, сопло, противопожарная перегородка и мелочевка. Детали из смолы хорошего качества, к ним претензий нет.

Yak-23 resin parts

Фонарь — чисты и прозрачный, он практически не нуждается в полировке.

Небольшая плата фототравления с деталями, в основном, интерьера кабины.

Декаль на четыре варианта, на первый взгляд, хорошего качества, с правильной цветопередачей. Есть немного технических надписей.

Yak-23 decal

Инструкция выполнена на нескольких разворотах. Она довольно подробная, хорошо показывает этапы сборки. Есть схема окраски и нанесения декалей.

Yak-23 manual

Посмотрим как обстоят дела с копийностью модели. Для сверки возьмем чертежи из журнала Авиация и Время 2-2003.

Фюзеляж — практически точно лег в данный чертеж.

Крыло — к нему тоже нет вопросов.

Yak-23 model plans

Стабилизатор — так же почти совпал с данной графикой.

Вот топливные баки оказались чуть длиннее.

Расшивка почти полностью совпадет с данным чертежом, но ее лучше проверять по фотографиям.

В заключении можно сказать, что фирма Special Hobby сделала очень неплохую модель самолета Як-23. Конечно чертежи не последняя инстанция, но опираясь на них можно сказать, что серьезных ошибок в геометрии самолета нет. Модель выполнена по технологии ЛНД, но довольно хорошего качества. Как она будет в процессе сборки пока сказать трудно. На мой взгляд, из данного набора можно получить вполне достойный результат. Цена модели в интернет-магазинах около 20$. Сборка модели самолета Як-23 будет описана отдельно.