Модель самолета Ту 22
В после военное время, стремительно развиваясь, авиация перешла с поршневых двигателей на реактивные.
Истребители перешагнули звуковой барьер, и основная ударная сила авиации – стратегические бомбардировщики стали уязвимыми перед новыми средствами ПВО, которые пополнились сверхзвуковыми перехватчиками и зенитно-ракетными комплексами (ЗРК). Поэтому возникла идея создать сверхзвуковой бомбардировщик. Американцы опережали советских конструкторов, они начали работать над этой темой еще в конце 40-х. Итогом их работы стал сверхзвуковой бомбардировщик B-58 Hustler, который поднялся в небо в ноябре 1956г. (уже через месяц он перешагнул скорость звука).
А в Советском Союзе, на то время, основным бомбардировщиком был Ту-16. Его любили в строевых частях за хорошие летные качества, надежность и неприхотливость в эксплуатации. Но дозвуковая скорость не позволяла ему выполнять вновь возникшие задачи и выходить к цели, прорывая рубежи ПВО с новыми средствами поражения. Для решения новых задач требовался сверхзвуковой бомбардировщик. Но для его создания был необходим настоящий научно-технический прорыв. Задачу по созданию новой машины поручили А.Н. Туполеву так как его КБ имело большой опыт в проектировании самолетов для дальней авиации. Новый бомбардировщик получил обозначение — проект 105. За основу конструкторы вязли Ту-16, но после четырех лет работы, в новой машине от предшественника не осталось ни чего. За это время испытывались десятки моделей нового самолета, проводились исследования в области аэродинамики и материаловедения. Так же был решен ряд взаимоисключающих задач. Например, требовалось повысить скорость и увеличить и дальность пролета. Но на сверхзвуковом режиме полета резко возрастал расход топлива, при этом, дальность сокращалась более чем в два раза. Было найдено решение: подход к цели на дозвуковой скорости, затем рывок на 1,5-2М и возврат на дозвуковой режим. Такой режим назвали прыгающим, он позволял экономить топливо и обеспечивал необходимую дальность полета. 21 июня 1958г. Самолет 105 совершил первый полет, но результат разочаровал конструкторов, машина не преодолела звуковой барьер.
Одновременно, в КБ А.Н. Туполева, шли работы над вариантом сверхзвукового бомбардировщиком получившем обозначение — самолет 105А. Опираясь на самые последние исследования в области аэродинамики, фюзеляж сделали несколько приталенным, что позволило значительно снизить аэродинамическое сопротивление и в результате выйти на сверхзвук. 7 сентября 1959 г. машина вышла на испытания. Сразу стало понятно, что самолет получился со множеством летных и конструктивных особенностей. С самого начала возникли проблемы с управляемостью, в одном из испытательных полетов у опытного самолета 105А, предположительно, из-за флаттера разрушилось хвостовое оперение, в результате чего пилот и штурман погибли. У бомбардировщика была очень высокая посадочная скорость – 330 км/ч. Ко всему прочему на больших скоростях начинался флаттер крыла, пришлось ограничить максимальную скорость до 1,4 Маха. Еще одной особенностью новой машины стала система катапультирования. Кресла выстреливались не как обычно вверх, а вниз, что ограничивало минимальную высоту аварийного покидания самолета.Изменения в конструкцию приходилось вносить уже на серийных машинах, так как времени на испытания уже не оставалось. Но такова была политическая обстановка на то время. Летом 1961г. был закончен первый этап совместных (военных и промышленности) испытаний самолета 105А, который приняли на вооружение под обозначением Ту-22.
Этим же летом новый сверхзвуковой бомбардировщик был показан на авиационном параде в Тушино. Ту -22 произвели сильное впечатление на зрителей и военных атташе западных государств. Это стало одним из ответов на вызовы США в ходе холодной войны. НАТО присвоило Ту-22 обозначение Blinder, что в переводе значило — ослепительный, в советских ВВС за характерную форму самолет получил прозвище «Шило». Самолет выпускался в нескольких модификациях. Вариант бомбардировщика получил обозначение Ту-22Б, который мог нести 9 тонн бомбовой нагрузки. Разведчик Ту-22Р отлился от Ту-22Б фотооборудованием, установленным в носовой части и бомбовом отсеке. Для нанесения ударов по объектам из вне зоны действия ПВО и для атак авианосных соединений был создан ракетоносец Ту-22К, который оснащался новейшей сверхзвуковой крылатой ракетой большой дальности Х-22. Из-за больших габаритов ракета Х-22 подвешивалась под фюзеляжем в пол-утопленном состоянии. Она могла оснащаться как обычной, так и ядерной БЧ. Для увеличения дальности бомбардировщик оснастили штангой дозаправки. Эта машина получила дополнительный индекс Д (дозаправка). Максимальная дальность бомбардировщика Ту-22 теперь превысила 6000км.
Всего было построено 330 машин различных модификаций, из них, по разным причинам, разбилось порядка 70. Это было связано и с конструктивными недоработками и ошибками экипажа. Ту-22 стал одним из самых аварийных самолетов в отечественной авиации, но не смотря на это, он был очень грозным оружием. Страны НАТО очень нервозно отреагировали на появление этого бомбардировщика в строевых полка советских ВВС. Ту-22 экспортировался в Ливию и Ирак, где принимал участие в боевых действиях. Бомбардировщик ограниченно использовался советскими войсками в Афганистане. В составе дальней авиации и авиации военно-морского флота нашей страны бомбардировщик Ту-22 находились в эксплуатации до первой половины 90-х годов. При всей противоречивости, он стал эпохальной машиной в истории отечественного авиастроения.
Теперь поговорим о моделях сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. До недавнего времени, единственной уменьшенной копией этого самолета, была модель, в масштабе 1:72, производившаяся итальянской фирмой ESCI. Даже при ее быстром осмотре и сравнении с фотографиями или чертежами, сразу бросались в глаза серьезные геометрические ошибки. Чтобы довести ее до ума требовалось приложить большие усилия. И вот, в конце прошлого года на рынке появилась новая разработка от украинской фирмы Modelsvit №72022 Ту-22КД. Давайте ее сейчас и рассмотрим. Модель упакована в картонную коробку со съемным верхом.
Внутри находятся 28 литников разного размера из светло-серого пластика, литник с остеклением, декаль, окрасочная маска для остекления и инструкция. Модель состоит из 320 деталей и выполнена по технологии ЛНД, но на достаточно приличном уровне. Облой практически отсутствует, почти нет утяжин, замыленностей и смещений. На поверхности имеется тонкая и четка внутренняя расшивка. Но ее копийность лучше проверить по фотографиям, которых сегодня предостаточно. Порадовало исполнение деталей круглого сечения, на некоторых из них есть небольшое количества облоя, но нет смещения половин, поэтому, их можно использовать для работы.
Членение фюзеляжа состоящего из трех частей предполагает, в дальнейшем, и выпуск других модификаций бомбардировщика.
Носовая часть.
Очень неплохо проработан интерьер кабин, правда, чрез небольшое остекление там вряд ли будет что видно.
Крылья.
В нишах шасси есть рельеф, но отсутствует проводка и гидравлика, хотя это наверное и хорошо, ее лучше самому воcпроизвести из проволоки различного диаметра.
Носовая стойка состоит из семи деталей, а основные — из девяти. Колеса шасси отлиты на отдельном литнике из черного пластика.
Киль и стабилизаторы.
Детали двигателей. Здесь стоит отметить, что сопла имею несколько не выраженный рельеф. По-хорошему, их лучше заменить, вот только на сегодняшний день, сопла из смолы пока ни кто не производит. А в остальном, неплохо проработаны каналы воздухозаборников и форсажная камера.
В модели предусмотрена возможность постройки варианта модели Ту-22 с пороховыми ускорителями.
Литниики с остальными деталями.
Как мы отмечали выше, что рассматривается модель бомбардировщика модификации Ту-22КД, поэтому внутри находятся три литника ракеты Х-22, предположительно, это оливки фирмы Амодел. На них расположены части ракеты и тележки. Соответственно ракету можно сделать в подвешенном положении или расположить рядом с самолетом на тележке.
К остеклению претензий нет, все элементы чистые и прозрачные.
Декаль состоит из двух листов. Один с элементами маркировки и техническими надписями самолета Ту-22, второй – с техническими надписями ракеты Х-22. К качеству печати претензий нет, все элементы четкие и хорошо различимы. Некоторые технические надписи претендуют на читабельность.
Инструкция исполнена в виде буклета и напечатана на хорошей бумаге. Этапы сборки показаны четко и понятно. На задней обложке приведены цветные окраски. Три варианта окраски одинаковые – серебристые с белыми панелями, отличаются только опознавательными знаками и номерами. Фактически это один и тот же борт №63, только в разное время. От службы на аэродроме Озерное, о времена СССР 80-е годы, до музейного экспоната в Полтавском музее дальней авиации.
Из дополнений, к модели Ту-22, на рынке, сегодня есть металлические воздухозаборники от Miniworld и колеса шасси от фирм «Armory» и «Экипаж».
Копийность новой модели пока не рассматривалась, но стоит надеяться, что сильных промахов, в геометрии, производитель не допустил. Вполне возможно, что есть некоторые легко устранимые неточности из-за унификации частей, ведь как отмечалось выше, строение отливок и членение предполагает выпуск и других модификаций самолета.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что украинская фирма Modelsvit порадовала нас очередным качественным продуктом. Хоть модель и выполнена по технологии ЛНД, но уровень сегодняшних продуктов, сделанных по этой технологи, значительно выше, чем несколько лет назад. Поэтому, данную новинку можно рекомендовать даже моделистам среднего уровня. В Сети уже есть несколько примеров отлично собранных моделей Ту-22КД из этого набора, и не ошибусь, если скажу они будут украшением любой коллекции современной авиации. Один момент, который стоит учитывать при покупке этой модели, размеры собранного самолета составляют: длинна- 592мм, размах крыла – 322мм. Ну и конечно же немалая цена – около 42$.
Оставить комментарий или два