Ни для кого не секрет, что одним из символов Второй Мировой Войны стал немецкий истребитель Fw 190.

Zvezda Fw-190

Его начали проектировать еще в 1937 году. Так как в те годы авиастроение развивалось огромными темпами, и наличие хорошо зарекомендовавшего себя, истребителя Bf-109 не гарантировало его превосходства в дальнейшем. Поэтому было решено заранее проектировать перспективный самолет, удовлетворяющий требованиям времени. Хотя было и немало противников такого решения. Тем не менее, первый прототип Fw 190 V1 с двигателем BMW 139 поднялся в воздух 1 июня 1939. Он сразу показал отличную управляемость, хороший обзор и высокую скорость около 610 км/ч. Были и недостатки: высокая скорость сваливания (около 200 км/ч), очень высокая температура в кабине достигавшая 55 градусов, выхлопные газы в кабине из-за недостаточной ее герметизации. С установкой нового двигателя BMW 801 ситуация изменилась в лучшую сторону, так как из-за его большей длины кабина сместилась немного назад. В конструкции самолета было применено довольно большое количество технических новшеств. Таких, как широкое использование электромеханических приводов, управляющего устройства Kommandogeraet, отвечающего за регулировку шага винта, поддержание состава топливовоздушной смеси, форсирование двигателя и выдерживание заданных оборотов на валу. Это фактически был прообраз бортового компьютера. Первые самолеты FW-190 сначала стали поступать в испытательную эскадрилью, которую сформировали из пилотов и механиков 2-й группы 26-й истребительной эскадры. Таким образом, после многочисленных испытаний и доработок 14 августа 1941 года пилот 26-й эскадры Вальтер Шнайдер сбил первый «Спитфайр». На восточном фронте Fw 190 появились 6 сентября 1942 г. под Ленинградом в составе I группы JG 51. В дальнейшем Fw 190 широко применялся во многих сражениях Второй Мировой Войны. Про этот истребитель можно писать еще довольно долго. К тому же, есть большое количество могнографий по данной машине. Для более глубокого изучения самолета Fw-190 стоит обратиться к ним.

Модельный рынок никогда не был обделен моделями самолета Fw 190 в разных масштабах. Практически в ассортименте каждой фирмы есть модель этого самолета. И вот совсем недавно, российская фирма «Звезда» выпустила еще одну модель Fw-190 модификации А-4. Fw 190 A-4 появился в июне 1942, его планировалось использовать как истребитель-бомбардировщик. От предыдущей модификации Fw 190 A-3 он отличался усиленной бронезащитой и использованием двигателя BMW 801D-2, приспособленного для использования системы форсажа MW 50. Было усовершенствовано радиооборудование, радиостанцию FuG 7a заменили на FuG 16Z. Внешне это проявилось в небольшом пилоне на киле для крепления антенны. Вентиляционные отверстия в носу были закрыты подвижными жалюзи.

Рассмотрим новинку поближе. Модель из серии «Сборка без клея«, «Звезда» 7304 немецкий истребитель Fw 190 A-4. Картонная коробка с боковым клапаном, на лицевой стороне цветной рисунок самолёта, на задней — собранная неокрашенная модель. На мой взгляд, на обороте лучше бы показали варианты окраски в цвете.

Zvezda Fw-190

В коробке 2 литника из серого пластика, литник с фонарем, упакованный в отдельный пакетик чтобы не царапался, декаль на 2 варианта и инструкция.

Zvezda Fw-190
Звезда фокке вульф 190
модель Звезда Focke-Wulf Fw-190
model Zvezda Fw-190

Качество отливок хорошим не назовешь, хоть практически нет смещений и облоя, зато присутствуют утяжины. Показано красным.

Звезда Fw-190 wing
Звезда Fw-190 крыло

Модель имеет внутреннюю расшивку, довольно неплохую по качеству. Поверхность и детали проработаны неплохо.

Zvezda Fw-190 tail
Zvezda Fw-190
Zvezda Fw-190 wheel bays
Zvezda Fw-190 detail

Членение модели вызывает ряд вопросов. Хотя, может быть, это оправдано тем, что она рассчитана на сборку без клея. Фюзеляж собирается из двух половин капота и кольца. Совершенно не понятное членение крыла. Линия стыка проходит по нише шасси, по выштамповкам.


Сама ниша, нормальная по глубине, имеет рельеф, но по-хорошему с ней надо работать или заменять на смоляную. Хотя изначально нишу можно было бы дать отдельной деталью. На крыло крепится кабина. Интерьер кабины слабоватый, состоит из четырех деталей и фигурки пилота. Приборная доска дается в виде небольшой декали. Рельеф и фактура боковых панелей отсутствует.

Больше всего поразило отсутствие имитации перкали на элеронах, рулях направления и высоты. Ведь, исходя из конструкции самолета, известно, что рули высоты и поворота имели металлический каркас и полотняную обшивку. Элероны типа «Фрайз» с металлическим каркасом и полотняной обшивкой. Самое поразительно, что перкаль не изображена на новой модели Як-3, по этому поводу было много критики; здесь мы видим тоже самое. Хотя на на Bf-109 все как положено — перкаль есть. Не поддается ни какому логическому объяснению такой подход к проектированию новой, причем с использованием 3D технологий, модели. Наверное пацану-школьнику и так сойдет, но тогда зачем претендовать на звание модели-копии, может лучше в категорию игрушки? Так же поражает, что перкаль имитировалась даже на моделях FROR/NOVO 60-70х годов выпуска. А здесь что, новый подход ? Очень бы хотелось услышать официальный комментарий по этому поводу от представителей фирмы «Звезда».

Фонарь прозрачный и чистый, по качеству к нему претензий нет. Хотя крепление для шпинька придется убирать и полировать это место.



Декаль на два варианта. Достоверность вариантов надо проверять. Качество печати неплохое, все четко, без смещений. Присутствуют элементы для нанесения составной свастики. Как же достала эта политкорректность!

Zvezda Fw-190 decal

Инструкция на развороте дешевой бумаги. Этапы сборки вроде бы понятны, но варианты окраски… Нарисованы в виде 3D изображения, причем с одного борта, второй показан частично. Дальше надо додумывать или искать конкретный вариант. Благо что на Fw 190 существует масса декалей от разных производителей.


модель FW-190
модель FW-190

Посмотрим, как обстоит дело с копийностью модели. Проверим ее по чертежам Русецкого, они вроде бы считаются неплохими. Фюзеляж ложится хорошо, единственно, верхняя кромка киля немного не той формы.

Fw-190 plans
чертеж FW 190

Но при сравнении с фото реального Fw 190, модель выглядит правильнее.

Так же смущает размер наплыва, на чертеже он выглядит крупнее.

Zvezda FW 190 чертеж

При сравнении с фото реального самолета, мне показалось что модель точнее. Надо посмотреть еще внимательнее.

Крыло хорошо вписывается по форме и обводам. Ниша шасси вроде бы на месте.

Zvezda FW 190 model plans
Zvezda FW 190

Стабилизаторы — по форме претензий нет.

Zvezda Fw 190

Как видим, расшивка соответствует данным чертежам, но ее лучше сверять с фотографиями реальной машины.

Теперь посмотрим что же получилось в итоге. Недорогая модель, ценой 200-250руб, которая довольна неплоха по геометрии. Утяжины — неприятная, но легко устранимая проблема. Ниши шасси — можно оставить как есть или придется повозиться, а лучше заменить на смоляные. Самая большая проблема, на мой взгляд — это отсутствие перкали на элеронах, рулях направления и высоты. Как устранять? В сети есть несколько способов решения данного вопроса. Но из лично опыта могу сказать, что это довольно непросто. Можно попробовать воспользоваться афтермаркетом. Есть два набора от Detail Model.

Ниши шасси DET7033 1/72 FOCKE WULF FW-190 WHEEL WELLS

Управляющие поверхности DET7003 1/72 FW-190A-8 RUDDER AND ELEVATORS

Правда они рассчитаны на модель FW190 a8 от Revell, но попробовать стоит. Или ждать пока кто-нибудь выпустит наборы именно под «Звезду». Еще остается открытым вопрос по стыкуемости модели. Хочется добавить: не знаю зачем «Звезда» сделала еще один FW 190, причем довольно посредственный, когда есть альтернативы других фирм на голову выше их новой разработки. На мой взгляд, есть огромное количество знаменитых отечественных машин, модели которых довольно слабо представлены на модельном рынке. Хочется надеяться, что в дальнейшем «Звезда» уделит больше внимания отечественной технике, и учтет критику и пожелания моделистов.