В конце 50х в сельском хозяйстве СССР стали активно использовать малую авиацию.

Ка-26 photo

Сначала для опыления и внесения удобрений привлекались вертолеты Ми-1 и Ка-15, затем более грузоподъемный вертолет Ми-2 и самолет Ан-2. Но в связи с постоянно увеличивавшимся объемом работ, его в полной мере уже не могли обеспечить вышеуказанные машины. Поэтому потребовался многоцелевой, специализированный летальный аппарат. Таким образом, в начале 60-х годов перед ОКБ Н.И. Камова поставили задачу по созданию многоцелевого вертолета для сельского хозяйства, который мог бы использовать различные комплексы сельскохозяйственного оборудования. Вертолет Ка-26 был построен по оригинальной компоновочной схеме в виде «летающего шасси» с различными комплектами съемного модульного оборудования (пассажирская кабина, система распыления жидких химикатов, грузовая платформа, лебедка с крюком для подъема грузов). За 1,5-2 часа работы бригада из 3 человек могла переоборудовать вертолет из одного варианта в другой. В качестве силовой установки на вертолете применили поршневые двигатели воздушного охлаждения М-14B26, хорошо зарекомендовавшие себя на вертолетах Ka-15 и Ka-18. Их расположили в мотогондолах по бокам фюзеляжа. Что позволило в сочетании с простой и легкой конструкцией вертолета обеспечить увеличение полезной нагрузки более чем в три раза. Установка более экономичных поршневых двигателей, чем подобных по мощности ГТД, обеспечило высокую экономичность вертолета в эксплуатации. На вертолете, впервые в практике мирового вертолетостроения, применили лопасти несущего винта, изготовленные из стеклопластика. Их ресурс почти в 10 раз превосходил ресурс металлических лопастей Ми-2, и составлял более 5000 летных часов. Вертолет Ка-26 стал единственным в СССР, прошедшим испытания и получившим сертификат по американским нормам летной годности FAR-29. Свой первый полет опытный Ка-26 совершил 18 августа 1965года, а серийное производство вертолетов началось в январе 1969г. на авиационном заводе в г. Улан-Удэ и Кумертауском вертолетном заводе. Производство продолжалось до 1977 года, за это время было построено 850 вертолетов.

Посмотрим как обстоит дело с моделями вертолета Ка-26. К сожалению, единственной моделью данного летательного аппарата является модель в масштабе 1:72 от украинской фирмы Amodel. Она выпускается в двух модификациях: AMODEL 7240 с пассажирской кабиной, AMODEL 7281 с грузовой платформой. Рассмотрим вариант модели с пассажирской кабиной. Модель упакована в коробку со съемным верхом из мягкого картона.

Amodel Ка-26

Внутри находятся пять литников, выполненных по технологии ЛНД, литник с остеклением, декаль и инструкция.

Литник 1

Ка-26 photoКа-26 photo

 Литник 2

Ка-26 фото

 Литник 3

А-модел Ка-26

Литник 4

Литник 5

Качество исполнения деталей — стандартное для моделей Амодел раннего и среднего периодов выпуска. На деталях много облоя, есть утяжины, некоторые детали, в частности пассажирская кабина, выполнены с перекосом и поведены.

Модель имеет внутреннюю расшивку, которая местами замылена, не ровная и неравномерной глубины.

вертолет Ка-26

Если судить по количеству деталей и проработке модели, то можно сказать, что здесь не все так плохо. Например, кабина пилотов состоит примерно из пятнадцати деталей. Приборная доска дана декалью. Есть интерьер пассажирской кабины, в виде откидных кресел и их спинок. Так же обстоит дело с другими узлами модели. Была попытка производителя довольно неплохо детализировать модель, но технология ЛНД накладывает свои ограничения. Многие мелкие и круглые детали лучше заменить на тонкий полистирол, фольгу, проволоку или тянутый литник.

Осткление кабины пилотов и пассажирской кабины вполне терпимого качества для ЛНД. Фонарь и двери однозначно нужно подгонять, шлифовать и полировать. Желательно убрать и толщину. Стекла пассажирской кабины проще и лучше сделать заново.

Остекление Ка-26

Декаль на шесть вариантов, из них два советских, в ливрее Аэрофлота. Качество декали вполне приличное, нет смещений, правильная цветопередача.

Ка-26 декаль

Инструкция напечатана на нескольких разворотах, все этапы сборки модели понятны. По схеме окраски и нанесения декалей пока тоже вопросов нет.

Ка-26 инструкция

Посмотрим как обстоят дела с копийностью модели. Единственные чертежи, которые удалось найти, из журнала М-Хобби 4-2005 (60). Попробуем сравнить модель с ними. Как видим, верхняя часть фюзеляжа и хвостовые балки хорошо ложатся в данную графику.

Стабилизатор тоже хорошо совпадает с данным чертежом.

Вот шайбы вертикального оперения имеют меньший размер и другую форму. Сравнение с фотоматериалами показало, что на чертеже дана более правильная форма и размер детали.

Пассажирская кабина, в целом, не имеет сильных отклонений от чертежа. Но как видим, проемы под остекление меньшего размера чем положено. Это подтверждают и фото из Сети.

Часть фюзеляжа с кабиной пилотов вполне соответствует данной графике.

Вот с лопастями несущих винтов придется разбираться. Как видим, они имеют меньший размер и другую форму. По этому вопросу пока ни чего определенного сказать не могу. Еще надо учесть, что лопасти верхнего и нижнего винтов имеют разную форму.

Вот такая неоднозначная получилась модель у Amodel. Вроде бы и деталировка неплохая и с точностью почти все в порядке. Но качество самой модели оставляет желать лучшего. Если браться за эту модель, то стоит настраиваться на огромный объем работы. Особо стоит уделить внимание колонке соосных винтов. Благо, что в сети есть довольно большое количество фото вертолета Ка -26 и его узлов. Можно сразу сказать, что данная модель не для начинающих моделистов. Цена модели в интернет магазинах около 400-500 рублей. В заключение, стоит добавить, что в последнее время китайцы выдали несколько очень неплохих моделей советских вертолетов. Поэтому стоит надеяться, что может появится и модель Ка-26, выполненная на современном уровне и с более высоким качеством. Ну а если не терпится построить модель этого знаменитого и довольно интересного вертолета, то стоит пожелать Вам удачи, терпения и упорства в столь трудном проекте.