Самолет МиГ-15. Сборная модель.
Появление самолета МиГ-15 можно назвать знаковым событием в истории мировой авиации.
После окончания второй Мировой Войны все ведущие страны мира стали проектировать и принимать на вооружение самолеты с реактивным двигателем. Если немцы еще во время войны смогли построить и запустить в серию реактивный истребитель Me-262, оборудованный вполне работоспособным двигателем, то в Советском Союзе дела обстояли хуже. Своим появлением самолет МиГ-15 обязан закупке в конце 1946г. в Великобритании довольно совершенных, по тем временам, двигателей «Дервент» и Нин». После их изучения и копирования советская промышленность начала выпускать двигатели под обозначением РД-500, РД-45 и РД-45Ф. Появление качественно новой силовой установки дало возможность нашим КБ начать работы по созданию реактивных машин нового поколения. Весной 1947г. конструкторскому бюро А.И.Микояна было выдано задание на постройку фронтового истребителя, оснащенному новым реактивным двигателем, высокими летными характеристиками. Новый истребитель, хоть и с нарушением установленных сроков сдачи, совершил свой первый полет 30 декабря 1947г. Весной 1948 года, на заводских испытаниях, самолет показал хорошие летные качества. Так же самолет МиГ-15 получил высокую оценку на Государственных испытаниях, проходивших летом 1948г. Таким образом, 23 августа 1948г. МиГ-15 был принят на вооружение и рекомендован к серийному производству. Истребитель имел довольно мощное вооружение, состоящие из одной пушки НС-37 калибра 37мм и двух НС-23 калибра 23мм. Они монтировались на лафете, который опускался вниз на четырех тросах. Это оказалось очень удобным во время технического обслуживания вооружения. Вообще, сам Миг-15 оказался очень простым и надежным самолетом. Он очень понравился летному и техническому составу в строевых частях. МиГ-15 стал одним из самых массовых самолетов мира. За все время было выпущено более 15000 машин различных модификаций. Самолет выпускался по лицензии в Китае, Польше, Чехословакии, его приняли на вооружение около 40 стран. Стоит отметить, что он отлично проявил себя во многих вооруженных конфликтах прошлого века. В Корее самолет МиГ-15 с достоинством противостоял американским истребителям F-86 Sabre. Где, по некоторым данным, потери составили 1:2 в пользу МиГ-15. Можно еще долго писать об этой легендарной машине, но для более подробного изучения истории, использования и боевого применения МиГ-15 лучше почитать специализированную литературу, благо сейчас ее предостаточно.
Можно сказать, что модели самолета МиГ-15 в масштабе 1:72 не везло. Долгое время на рынке самой доступной и наиболее приемлемой по качеству и точности была модель от чешской фирмы KP. Правда, ее исполнение и деталировка оставляли желать лучшего, и что бы из нее получить достойный результат нужно было затратить большое количество времени и сил. Модели других производителей были еще хуже. Затем, совсем недавно, появилась модель от HobbyBoss, которая стала заметно лучше, но обладала рядом существенных недостатков, но об этом поговорим отдельно. Запланированный на прошлый выход модели МиГ-15 от чешской фирмы Eduard был отложен из-за технических проблем. И вот, наконец, в начале этого года мы получили долгожданную модель. Давайте ее рассмотрим. Модель Eduard 7056 МиГ-15бис Profipack упакована в красивую коробку со съемным верхом, на которой изображен эпизод войны в Корее.
Внутри находится три литника из серого пластика, инструкция и декаль, а так как это набор Profipack еще есть небольшая плата цветного фототравления и маска для окраски фонаря. Качество отливок модели на высоте, детали практически не содержат облоя. Все детали выполнены четко, без смещений и без замыленностей. Модель имеет аккуратную внутреннюю расшивку.
Литник 1
Видео обзор сборной модели самолета МиГ-15
Литник 2
Литник 3
Очень порадовало качество проработки узлов и элементов. Кабина собирается из большого количества деталей и дополняется фототравлением. Неплохо проработаны ниши шасси. Порадовало, что есть канал воздухозаборника.
Большой литник круглого формата, с остеклением, содержит прозрачные детали довольно прилично качества. Можно сказать, что фонарь можно даже не полировать.
Небольшая плата цветного фототравления очень хорошего качества. Она содержит детали интерьера кабины самолета. На приборных досках просматриваются шкалы приборов.
Декаль на пять вариантов, один из них принадлежит самому результативному пилоту войны в Корее Евгению Пепеляеву, на счету которого 23 победы. Качество декали не вызывает нареканий, все элементы отпечатаны четко, без смещений с правильной цветопередачей. Несколько смутили опознавательные знаки ГДР, на сколько я помню, они должны содержать в центре измеритель, молоток и не законченное кольцо. Здесь просто черно-красно-желтый ромб. Может были и такие, но быстрый поиск пока ни чего не дал. Историческая достоверность вариантов еще не проверялась.
Инструкция. Она выполнена в виде небольшого цветного буклета и отпечатана на хорошей бумаге. Все этапы сборки модели показаны подробно. Инструкция содержит цветные варианты окраски модели.
Для проверки копийности возьмем, считающиеся наиболее точными чертежи В. Панькова и относительно недавно вышедшие чертежи из журнала Авиация и Время. Сначала посмотрим как модель совпадет с чертежами Панькова.
Посмотрим как фюзеляж ложится в данную графику. На фото видно, что отклонений практически нет.
Как видим, крыло неплохо вписывается в чертеж, вот только с законцовкой есть расхождения.
Ниши шасси на месте
К стабилизатору тоже нет претензий
Руль направления соответствует данному чертежу.
Обечайка воздухозаборника тоже не имеет расхождений.
Фонарь, на виде, сверху оказался несколько уже.
Теперь возьмем чертежи из журнала Авиация и Время.
Как видно из фото, фюзеляж хорошо совпадает с чертежом. А вот киль имеет отклонение в верней части.
Крыло хорошо совпадает с данной графикой, здесь и законцовка не имеет расхождений.
Ниша шасси находится на месте
Стабилизатор оказался несколько меньше, чем изображенный на чертеже.
К рулю направления вопросов нет.
Фонарь, как и на предыдущем чертеже немного уже.
Кольцо воздухозаборника не имеет отклонений.
В заключении стоит сказать, что чешский производитель Eduard выпустил достойную модель знаменитого самолета МиГ-15. При некоторых, не значительных, отклонениях от чертежа, общая картина оставляет хорошее впечатление. С другой стороны не стоит забывать, что чертежи часто сами имеют неточности. Поэтому, для выяснения спорных моментов нужно брать фотографии соответствующих элементов конструкции, а еще лучше произвести измерения на реальном самолете, благо МиГ-15 есть в музеях и на доступных площадках. В следующей статье сравним модель МиГ-15 от Eduard с продуктом от фирмы HobbyBoss.
АИВу верить нельзя- то Юргенсоновские чертежи- ужас как и все что оно сделало. Ни одного верного чертежа из всего что оно делало
Да, чертеж это вообще вещь такая, что всегда надо относиться с осторожностью. Здесь АиВ приведены в качестве примера, там еще есть сравнение с чертежами В.Панькова, которые, вроде бы, считаются правильными. Как видим модель в оба неплохо легла. Ну и явных визуальных расхождений с фото реальной машины я не заметил.
В моем понимании лучше пользоваться измерениями реальной машины, но это в идеале. Кстати есть некоторые измерения МиГ-15ути, которые надо выложить. Делал специально, чтобы сравнить с моделью от HobbyBoss, там был вопрос по месту положению крыла.