Ah-1g
Успешное применение американцами вертолетов во время войны в Корее коренным образом изменило отношение военных к этому типу летательных аппаратов.
Вооруженные силы многих стран мира начали усиленно закупать эти машины. Но основное назначение вертолетов заключалось в транспортировке грузов, личного состава и эвакуации раненых. Учитывая опыт корейской войны, и используя наработки по машине «модель 47” конструкторы фирмы «Белл» создали вертолет UH-1 – ныне знаменитый «Хью». Хоть это и была универсальная машина, но ее характеристики были больше транспортными, чем ударными. Начало войны во Вьетнаме выявило острую необходимость в машине огневой поддержки сухопутных войск. На начальном этапе боевых действий для этих целей использовали вооруженный «Хью», модификации UH-1С. Но ему явно не хватало маневренности и огневой мощи. Поэтому, в конце 1964г. с фирмой «Белл» был заключен контракт на разработку вертолета огневой поддержки. На эту работу отводилось всего шесть месяцев. Используя многие узлы от UH-1, в том числе: двигатель, трансмиссию, хвостовую балку и несколько измененный несущий винт, фирма уложилась в сроки. Основные изменения коснулись носовой части машины, экипаж расположили тандемом в узком фюзеляже. Основным вооружением AH-1G Cobra стал шестиствольный пулемет «Миниган (он eng)», размещенный на подфюзеляжной турели.
Уже в сентябре 1965г. новая машина, в дальнейшем, получившая обозначение AH-1G, поднялась в воздух. Сравнительные летные испытания с конкурентами продолжались с декабря 1965-го по март 1966-го, победителем в них стал AH-1G. Фирма «Белл» получила контракт на поставку 200 серийных вертолетов для армии США. Первые серийные AH-1G «Хью Кобра» сошли с конвейера фирмы «Белл» в июне 1967г. На них было установлено четыре узла внешней подвески, на которых могли использоваться: блоки НАР, контейнеры ХМ-18 с 7,62-мм пулеметами, контейнеры с автоматическими 40-мм гранатометами ХМ-13, минные кассеты ХМ-3, дымовые приборы Е39Р1 и топливные баки емкостью по 264л. Стрелок, с переднего рабочего места, мог управлять огнем подвижного вооружения турели, а летчик использовал неподвижное подвесное вооружение. Вертолетом мог управлять как летчик, так и стрелок. Трансмиссия, компрессор двигателя и кабина экипажа были защищены бронеплитами, а вот кабина экипажа не имела бронестекол. Опыт Вьетнамской войны показал ошибочность такого решения, и все последующие модификации машины уже имели бронестекла. В августе того же года вертолеты стали прибывать во Вьетнам. Можно еще долго писать о боевом применении этой машины, но об этом лучше почитать в отдельной монографии. Если коротко, то можно сказать, что вертолеты AH-1G Huey Cobra показали отличные ударные возможности и великолепную живучесть.
Долгое время на модельном рынке вертолет ранней модификации, в масштабе 1:72, был представлен только фирмой Matchbox. Это была старая модель, семидесятых годов разработки, со всеми вытекающими: бедной деталировкой и ужасной широкой расшивкой, в стиле Matchbox.
И вот недавно чешские производители, в лице фирмы AZmodel, порадовали нас новинкой, выпустив модель вертолета в масштабе 1:72. Она выпускается в двух вариантах: AZ model 7416 AH-1G Early Vietnam war — ранний и AZ model 7417 AH-1G Late Vietnam war — поздний. У них одинаковые детали, различие только в декали. Машины внешне отличаются только тем, что поздние имеют коленчатую трубу на выхлопе для отвода газов в поток несущего винта, для их быстрого охлаждения, и стороной расположения рулевого винта. Рассмотрим модель AZ model 7417 AH-1G Late поздний вариант. Она упакована в коробку с боковыми клапанами. На лицевой стороне изображен цветной рисунок вертолета.
А на обороте цветные варианты окраски модели.
В коробке находятся два литника из бежевого пластика, фонарь, декаль, небольшая плата фототравления и инструкция. Судя по информации из Сети, модель выполнена по технологии ЛНД, но с использованием металлических пресс-форм. Кстати, это сразу заметно, когда берешь литники в руки. Складывается впечатление, что модель выполнена под высоким давлением.
Литник 1
Литник 2
Несущий винт.
Как видим, детали отлиты без смещений и утяжин, правда, на некоторых есть небольшое количество облоя.
Модель AH-1G Huey Cobra имеет хорошую проработку поверхности и неплохую внутреннюю расшивку. Уровень деталировки на хорошем уровне, правда, интерьер кабины, по сегодняшним меркам, несколько бедноват. Приборные панели не даны ни декалью , ни травлением, их предлагают красить накрашивать самому.
Фонарь модели, в принципе, неплохой, но полировка ему не помешает.
На небольшой плате фототравления даны привязные ремни и некоторые сетки фильтров.
Декаль дана на три варианта AH-1G Huey Cobra, все они времен войны во Вьетнаме. Причем, можно сделать как поздние машины, с трубой для отвода выхлопных газов в поток несущего винта, так и одну раннюю, до установки системы отвода газов против ракет «Стрела». Качество печати декали — хорошее, все элементы четкие, смещений нет, цветопередача верная.
К инструкции претензий нет. Она качественно отпечатана и выполнена в цвете. На ней хорошо и понятно показаны все этапы сборки .
Копийность модели попытаемся проверить по чертежам из издания Osprey N41 US Army AH-1 Units in Vietnam. Фюзеляж, хвостовая балка и киль неплохо вписывается в данную графику.
Несущий винт несколько расходится с данным чертежом.
Несущие поверхности имеют некоторые отклонение от данного чертежа, но при желании, это можно исправить. Хотя, нет гарантии, что на чертеже они, как и все остальные узлы и детали показаны правильно.
Стабилизаторы в норме.
Фонарь, если верить этим чертежам, не такой выпуклый по бокам. Но этот вопрос лучше уточнять по фотографиям.
Вид сверху тоже вызывает вопросы.
В заключение хочется сказать, что чешский производитель AZ model порадовал нас достойной новинкой. При некоторых недостатках, с уверенностью можно сказать, что модель получилась удачной и заслуживает внимания моделистов. Ее цена в интернет-магазинах около 16.7$. Стоит добавить, что еще одина чешская фирма Special Hobby совсем недавно тоже выпустила модель вертолета AH-1G Huey Cobra. Если она у меня появится, то обязательно напишу сравнительный обзор двух моделей.
Оставить комментарий или два