F-14 Tomcat
Воздушные бои в ходе войны во Вьетнаме показали, насколько важны маневренные характеристики истребителей.
Так, обладая лучшей маневренностью, устаревшие и менее оснащенные электроникой самолеты МиГ-17, зачастую, одерживали победу, в ближнем бою, над американскими F-4 Phantom. Поэтому одним из главных требований к новому образцу истребителя, создаваемого вместо устаревающего F-4, была его высокая маневренность. В феврале 1969г. с фирмой Grumman был заключен контракт на разработку и постройку нового палубного истребителя. Инженеры этой фирмы имели большой опыт в создании самолетов с крылом изменяемой стреловидности, так как принимали непосредственное участие в создании самолета F-111, который изначально планировалось использовать как палубный. В конструкции нового истребителя широко применялись титан и различные композитные материалы. Работы по созданию нового самолета F-14 Tomcat велись очень высокими темпами, и уже 21 декабря 1970 г. истребитель совершил свой первый полет. Но вскоре первый прототип разбился из-за отказа гидросистемы. После устранения причины крушения - разрыв титанового трубопровода, и замены его на стальной, испытания продолжились. Особо стоит отметить автоматизированную телеметрическую систему сбора, передачи и обработки данных наземным вычислительным центром. Эта система работала в реальном масштабе времени и уже через пять минут после выполнения летчиком полетного задания позволяла получать результаты. Всего в программе испытаний принимало участие 12 опытных образцов и продолжались они до мая 1972 г. Первый серийный F-14 Tomcat был поставлен на вооружение флоту 31 декабря 1972 г. Сначала новые самолеты поступали на авиабазу Мирамар для подготовки экипажей. Первым кораблем, получившим Томкэты в составе двух эскадрильей, стал атомный авианосец «Эйзенхауэр». Особо стоит отметить систему управления оружием AN/AWG-9, в состав которой входит мощная РЛС, способная обнаружить самолет типа истребитель на расстоянии 215-250 км, а самолет типа бомбардировщик на расстоянии до 370 км. Она способна обстреливать одновременно шесть целей и, кроме того, сопровождать до 24 других целей. А также пушечное и ракетное вооружение, состоящее из ракет ближнего боя AIM-9 Sidewinder, средней дальности AIM-7 Sparrow и ракет большой дальности AIM-54A Phoenix. F-14 Tomcat единственный самолет, способный нести ракету класса «воздух-воздух» большой дальности AIM-54A Phoenix с дальностью пуска порядка 160 км. Но эта система имела существенный недостаток, она была довольно сложна в эксплуатации, к тому же ракета «Феникс» имела очень высокую стоимость. Лишь не многим летчикам за всю карьеру удалось осуществить реальный пуск данной ракеты. Несмотря на широкую рекламную компанию F-14 явно не тянул на роль многоцелевого истребителя, способного вести скоростной маневренный бой. Для этого ему не хватало тяги двигателей и была склонность к сваливанию в плоский штопор. Хотя задачей дальнего тяжелого перехватчика он справлялся хорошо. F-14 Tomcat, при не самых выдающихся летных характеристиках, имел высокую стоимость. По уровню цен на середину 80-х, он стоил около 33 млн. долларов. Самолет так же отличался довольно высокой аварийностью, причиной тому были не надежные двигатели TF-30 и сваливание в штопор.
Истребители F-14 Tomcat участвовали в вооруженных конфликтах, с Ливией в 1981 и 1989 в ходе которых сбили два Су-22 и два МиГ-23. И в 1991 г. в операции «Буря в пустыне», где они привлекались для сопровождения ударных самолетов и обеспечения ПВО морской группировки. Так же выполняли разведывательные задания. В 2006г. F-14 Tomcat был снят с вооружения и заменён на F/A-18E/F Super Hornet. Для Америки F-14 Tomcat стал знаковым самолетом, его популярность особенно возросла в сознании американцев в 1986 году, после выхода фильма “Top Gun” с Томом Крузом в главной роли.
Модельный рынок всегда был насыщен моделями F-14 Tomcat в разных масштабах. И вот, совсем недавно, фирма Hobby Boss выпустила новинку, еще один F-14 в масштабе 1:72. Давайте посмотрим что же получилось у китайских производителей. Модель упакована в коробку со съемным верхом. Причем, нижняя часть из плотного картона, а верхняя из очень тонкого.
Особо стоит отметить качество упаковки, каждый литник упакован в отдельный пакетик, хрупкие и выступающие детали обернуты в упаковочный материал. Здесь всем производителям моделей стоит равняться на китайцев.
Модель состоит из шести литников, двух половин фюзеляжа и фонаря.
Качество отливок очень хорошее, нет ни облоя, ни смещений. Все детали пролиты четко и качественно.
Правда есть небольшое замылевание решеток, но их все равно надо менять на фототравление.
Кабина собирается из 15 деталей, но к сожалению приборные доски и боковые консоли не имеют рельефа, так же нет декали имитирующей их. Здесь, наверное, придется брать фототравление. Ниши шасси глубокие, в них есть силовой набор и немного проводки, но все равно они нуждаются в доработке. Порадовало, что сделаны каналы воздухозаборников. Ко входу первой ступени компрессора они имеют круглое сечение.
Довольно интересное решение, сделать створки передних ниш шасси вместе с половинками носовой части фюзеляжа. Пока не знаю как к этому относиться.
Немного разочаровали ракеты, у которых довольно толстые стабилизаторы. Их придется стачивать или заменять на травление.
Фонарь очень чистый и прозрачный, даже не нуждается в полировке. Во избежании царапин он завернут в упаковочный материал и запечатан в отдельный пакетик.
Декаль на четыре варианта. Она имеет хорошее качество печати и правильную цветопередачу. Достоверность вариантов нужно проверять отдельно.
Инструкция дана на нескольких разворотах. Она информативная и понятная, полиграфия хорошего качества.
Так же даны цветные варианты окраски и нанесения декалей.
На первый взгляд, фирма Hobby Boss представила довольно неплохой продукт, цена в интернет магазинах около 21$. В следующей части, посвященной модели самолета F-14, посмотрим как эта новинка ложится в чертежи и сравним ее с моделью от Hasegawa, которая считается довольно точной.
Оставить комментарий или два