Появление на вооружении Советского Союза самолетов, способных нести противокорабельные крылатые ракеты большой дальности с ядерной  боевой частью, представляло серьезную угрозу для флотов стран НАТО.

00_gannet_AEW3

Потому потребовался самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), способный обнаружить бомбардировщики на рубежах, превышающих максимальную дальность полета ракеты. Американцы для этих целей переоборудовали двухмоторный противолодочный самолет S2F Tracker. В результате получился самолет AWACS, у которого над фюзеляжем, на стойках, расположился  громадный каплевидный обтекатель, с вращающейся внутри антенной. Английские конструкторы взяли за основу, надежный и хорошо зарекомендовавший себя  противолодочный самолет Fairey Gannet. Машина подверглась некоторым изменениям. В первую очередь, снизу, в районе бомболюка появился большой каплевидный обтекатель радиолокационной станции AN/APS-20E. Она способна обнаруживать воздушные цели на дальности до 260км, а морские – до 230км. Это привело, к увеличению длинны стоек шасси,  а для сохранения продольной устойчивости пришлось увеличить площадь вертикального оперения. Изменился и состав экипажа, вместо штурмана-наблюдателя в состав экипажа включили радиоинженера-оператора БРЭО. Его разместили в задней кабине с оператором бортовой РЛС. Была увеличена мощность двигателя Bristol-Siddeley Double Mamba 112 до 3875 л.с. что привело к увеличению площади воздухозаборников. 20 августа 1958 года новая машина, получившая обозначение Gannet AEW.3 совершила первый пролет.  В октябре-ноябре того же года самолет  успешно прошел испытания на авианосце  Centaur, а в декабре был запущен в серийное производство. Самолеты, в модификации ДРЛО, прослужили намного дольше, чем противолодочные.  Gannet AEW.3 списали лишь к началу 80-х, о чем англичане, во время фолклендской войны, сильно пожалели. Всего было построено 44 машины этой модификации.

Сегодня мы поговорим о новинке — модели Fairey Gannet AEW.3, в масштабе 1:72,  от чешской фирмы SWORD. До этого существовала лишь смоляная версия этой модификации от фирмы Alley Cat, причем стоила она не дешево. Новая модель упакована в картонную коробку с боковым клапаном. На лицевой стороне изображен рисунок самолета, на обороте – цветные варианты окраски.

box-1box-2

Внутри находятся два литника из серого пластика, небольшой литник с остеклением,  декаль, маленькая плата фототравления, пленка с приборами и инструкция. Модель выполнена по технологии ЛНД, но качество отливок вполне приличного качества, облой практически отсутствует, нет утяжин и смещений.

Литник 1

sp_1-1sp_1-2

При большом увеличении макросъемки, заметна некоторая замыленность деталей, на самом деле, все выглядит намного четче и аккуратнее. На модели нанесена внутренняя расшивка, местами она нечеткая и требует дополнительного углубления и дорезки. Хотя, если сильно не придираться, то, в общем, расшивка вполне приличная.

sp_1-01sp_1-02sp_1-03sp_1-05sp_1-06sp_1-07sp_1-08sp_1-09sp_1-10sp_1-11

Несколько не понравилось, как сделан воздухозаборник двигателя, с ним придется поработать. Деталь получилась замыленной и практически отсутствуют верхние окна воздухозаборника, их придется прорезать.

sp_1-04

На поверхности проработаны различные накладки и элементы усиления.

Не понравилось, как сделаны стойки шасси, понятно, что это издержки технологии ЛНД. Эти детали лучше сделать заново.

Литник 2

sp_2-1sp_2-2

Порадовало, что ниши шасси собираются из четырех частей и на внутренней поверхности крыльев нанесен силовой набор. Хотя, все сделано несколько утрированно, но заготовка уже есть и ее можно довести до ума.

sp_2-01sp_2-02sp_2-03sp_2-04sp_2-05sp_2-06

К остеклению претензий нет, детали чистые и прозрачные.

canopy

Небольшая плата фототравления с элементами интерьера кабины.

photoetched

Декаль на два варианта окраски самолета Gannet AEW.3 — хорошего качества, все ее элементы отпечатаны четко и без смещений. Кроме элементов самих вариантов даются технические надписи. Их  цвета соответствуют действительности. Точность вариантов пока не сверялась с фотографиями, но по памяти, вроде бы они похожи на прототипы. К этому вопросу можно будет вернуться позже.

gannet_decal

Инструкция вполне приличная, выполнена в виде черно-белого буклета. Все этапы сборки показаны подробно и понятно. Есть схема окраски, нанесения  декалей и технических надписей.

manual_01manual_02manual_03manual_04manual_05manual_06manual_07manual_08manual_09manual_10manual_11manual_12manual_13

В заключении стоит сказать, что хоть и имеется ряд не значительных недостатков, в общем, Sword представили очень достойную модель Gannet AEW.3. Сегодня технологии ЛНД шагнули далеко вперед и сборка этой новинки, я думаю, будет вполне под силу моделисту среднего уровня. Ну а для настоящих любителей послевоенной английской палубной авиации это настоящий подарок, модель Gannet AEW.3 очень хорошо дополнит коллекцию. Ее цена в интернет-магазинах около 18$.