Принятый на вооружение в 1983г истребитель МиГ-29 обладал отличными тактико-техническими характеристиками, в том числе и уникальными пилотажными возможностями, но вот по дальности он не дотягивал до требований заказчика.

00_mig-29_prew

Поэтому в начале 80-х начались работы по решению этой проблемы. Первоначально планировалось в гаргроте разместить дополнительный накладной топливный бак. Помимо увеличения дальности полета, необходимо было доработать и системы бортового радиоэлектронного оборудования. Дело в том, что с развитием радиолокационной техники все большее значение приобретала система радиоэлектронного противодействия. К середине 80-х была доведена до работоспособного состояния станция РЭБ «Гардения»,  свободное место для  ее размещения на истребителе МиГ-29 отсутствовало. Поэтому было решено отказаться от накладного топливного бака, а в увеличенном гаргроте разместить станцию помех. МиГ-29 получил и новые законцовки крыла, в которых установили  принимающие и передающие антенны. Для увеличения дальности был несколько перекомпонован фюзеляжный топливный бак, в результате чего удалось повысить его емкость на 240л. В ходе доработок появилась возможность подвешивать подкрыльевые топливные баки. Опыт войны в Афганистане показал, на сколько опасны ПЗРК с тепловыми головками самонаведения, «Стингеры», используемые душманами доставили массу неприятностей советской авиации. Учитывая это, МиГ-29 оснастили устройством выброса ложных тепловых целей, перед форкилями разместили блоки тепловых ловушек БВП-30-26М, каждый на 30 патронов. Кроме выше указанных доработок, на новой машине несколько расшили номенклатуру применяемого вооружения и увеличили максимальную массу боевой нагрузки с 2000 до 3200кг. В серийное производство, доработанный истребитель, получивший обозначение МиГ-29 изделие 9-13 был запущен в 1986г.

С уверенностью можно сказать, что МиГ-29 не был обделен вниманием производителей сборных моделей. Было выпущено достаточно количество уменьшенных копий МиГ-29 в различных масштабах и разными фирмами. Не знаю как, в плане копийности, модели получились в других масштабах, но в 72-м МиГ-29 явно не везло. Первая модель этого самолета, в масштабе 1/72, у меня появилась в 1992 году, это была разработка от фирмы «Накотне». Если кто не знает, могу сказать – страшные дрова, которые сегодня и моделью назвать сложно. Эту поделку я даже не стал пытаться собрать. Затем были Airfix и Italeri, но все со своими косяками, которые пытался исправить и вогнать модель в чертежи.  Но, к сожалению, довести до конца, ни один проект так и не удалось. Потом, на некоторое время, тему МиГ-29 я отложил, периодически читая о выходящих новинках. Таким образом, мимо меня прошли перепаковки Italeri фирмой «Звезда», модель от Condor и ее перепаковка «Восточного экспресса». А вот новую модель МиГ-29 «9-13» то ICM  № 72141, которая была сборной солянкой Condor и ICM. я все же приобрел с твердым намерением довести до конца, так как, судя по отзывам коллег, она получилась вполне приличной, хотя и с рядом недостатков.

Но вот, в конце прошлого 2015г, буквально за несколько дней до Нового года, российская фирма «Звезда» порадовала моделистов новинкой, выпустив новую модель истребителя МиГ-29 «9-13» №7278, разработанную, как написано в анонсах, по документации ОКБ МиГ.  Упакована она в коробку из мягкого картона с боковым клапаном, внутри которой находится коробка из жесткого картона.

Звезда модель МиГ-29box_2

Внутри находятся 5 литников из серого пластика, литник с остеклением, инструкция, декаль и как бонус две фигурки пилотов. Новинка состоит из 190 деталей. Качество исполнения деталей на высоком уровне, нет утяжин, смещений и облоя. На поверхность модели нанесена очень тонкая, четкая и аккуратная внутренняя расшивка, ее точность лучше сверять с фотографиями.

Литник 1

модель самолета МиГ-29Zvezda MiG-29 model kit

На нем расположена нижняя часть фюзеляжа с крыльями, верхние половины крыльев, створки воздухозаборников, основные стойки и створки шасси. Здесь к недостаткам стоит  отнести отсутствие перфорации на створках воздухозаборников. Если в стояночном положении, при выключенных двигателях, этот элемент в поднятом положении и отсутствие перфорации мало заметно, то в опущенном положении створок эта недоработка сильно будет бросаться в глаза.

sp-1-1_landing_gearsp-1-1_wing_1sp-1-1_wing_2sp-1-1_wing_3sp-1-fuselage_1sp-1-fuselage_2Звезда модель МиГ-29

 Литник 2

Звезда модель МиГ-29

Эта отливка содержит детали двигателей, части ниш шасси, носовой обтекатель РЛС, створки шасси и некоторую мелочевку.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAsp-2-1_04sp-2-1_05sp-2-1_06sp-2-1_07sp-2-1_air_intake_1sp-2-1_air_intake_2

Стоит отметить, что российский производитель очень хорошо проработал ниши шасси, в то время как у конкурентов этот узел сделан довольно слабо. Что бы довести его до ума нужно приложить немало усилий, из-за сложной формы ниш шасси.

sp-2-1_wheel_bay

Для большей наглядности можно посмотреть фотографии walkaround в моей статье, посвященной самолету МиГ-29, во время съемки я специально уделил достаточно внимания этому моменту. Стоит отметить, что в нишах полностью отсутствует электропроводка и гидравлика. Но, на мой взгляд, это к лучшему, недостающие элементы проще сделать самому, из проволоки, чем сначала удалять пластик, а затем воспроизводить проводку. Так же понравилась проработка каналов воздухозаборников, внутри которых просматриваются лопатки компрессоров двигателей. Так же на этом литнике содержится грязеотбойный щиток, который для 72-го масштаба очень неплохо воспроизведен.

 Литник 3

Звезда модель МиГ-29sp-3-02

Здесь расположена верхняя часть фюзеляжа с кабиной пилота, носовая часть, кили, законцовки крыльев.

sp-3-1_01sp-3-1_tail_1sp-3-1_tail_3sp-3-1_tail-nose

Стоит отметить проработку поверхности фюзеляжа, где на верхней  части сымитированы даже накладки усиления. Несколько не выразительны решетки около пушки, и канал ствола, который лучше рассверлить.

sp-3-1_fuselage_2sp-3-1_fuselage_1

 На обратной стороне нанесен рельеф верхней части ниши шасси.

sp-3-1_wheel_bay

На рулях направления имеется имитация накладок, что впервые воспроизведено в масштабе 1:72.

sp-3-1_tail_2sp-3-1_tail_4

К недостаткам стоит отнести довольно слабую проработку кабины пилота, хотя кресло К-36 упрощено, но вполне похоже на себя. Приборные панели даны декалью, но как-то не выразительно, причем надо еще проверить их копийность. Будем надеяться, что в скором времени появиться фототравление, желательно цветное, с элементами оборудования кабины.

На литниках 4 и 5, которые одинаковые,

Звезда модель МиГ-29sp-4-02

расположены детали вооружения, колеса, пилоны, сопла двигателей и стояночные заглушки воздухозаборников и двигателей.

sp-4-1_01sp-4-1_02sp-4-1_04sp-4-1_05sp-4-1_06sp-4-1_bomb_1sp-4-1_bomb_2sp-4-1_bomb_3

Очень понравилось исполнение сопел двигателей, их даже можно не менять на смоляные.

sp-4-1_exhaust_1sp-4-1_exhaust_2sp-4-1_exhaust_3

А вот на ракетах Р-27 не правильно сделаны передние стабилизаторы, правда, это легко устранимая ошибка.

ракета Р-27

Очень порадовала малая толщина стабилизаторов ракет. Хорошим дополнением явилось наличие стояночных колодок, которые заметно оживят модель, особенно, если делать диораму.

Остекление четкое и прозрачное, здесь нареканий нет. Фонарь состоит из двух частей, что позволяет сделать его в закрытом или открытом положении.

остекление МиГ-29canopy_02

Декаль на три варианта, включает в себя огромное количество технических надписей. К качеству печати декали претензий нет, все элементы исполнены четко и практически без смещений. Цветопередача соответствует действительности, разве что цвет георгиевских лент на варианте №3, как мне кажется, несколько желтоватый, а должен быть более оранжевый. Но для аргументированного утверждения необходимы фото реальной машины. Так же несколько не впечатлил знак гвардии (элемент №29) этого же варианта. Не очень понравилось, что все варианты после 2000г. нет бортов времен СССР, но это сугубо личное мнение.

декаль МиГ-29

Инструкция представляет собой несколько разворотов на дешевой бумаге с черно-белой полиграфией. Этапы сборки, на первый взгляд, понятны и вопросов не вызывают. Схема окраски и нанесения декалей прилагается тоже в черно-белом варианте. Сегодня многие производители переходят к цветным инструкциям и схемам окраски. Хотя данный момент совсем не критичен, но ради объективности его стоит отметить.

инструкция модели МиГ-29instr_02instr_03mig-29 manualinstr_05instr_06instr_07окраска модели МиГ-29

Лично я копийностью данной модели пока не занимался, но судя по обсуждениям на различных форумах, здесь вопросов не должно возникнуть. Новинка «Звезды» очень точно передает облик истребителя МиГ-29 «9-13». Судя по всему, учтены практически все недостатки предыдущих моделей МиГ-29.

Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что российскому производителю модель МиГ-29 «9-13» явно удалась. В сети уже есть первые собранные модели из данного набора и стоит отметить, что проблем со сборкой у коллег не возникло. Стыкуемость деталей оказалась на высоте. Исходя из членения узлов и расположения частей на литниках. Стоит ожидать, что в недалеком будущем «Звезда» выпустит и модели других модификаций знаменитого истребителя, например, МиГ-29 «9-12» или учебно-боевую модификацию МиГ-29уб. На данный момент цена модели МиГ-29 «9-13», в различных магазинах, около 950-1000 рублей.