МиГ-29 модель звезда
Принятый на вооружение в 1983г истребитель МиГ-29 обладал отличными тактико-техническими характеристиками, в том числе и уникальными пилотажными возможностями, но вот по дальности он не дотягивал до требований заказчика.
Поэтому в начале 80-х начались работы по решению этой проблемы. Первоначально планировалось в гаргроте разместить дополнительный накладной топливный бак. Помимо увеличения дальности полета, необходимо было доработать и системы бортового радиоэлектронного оборудования. Дело в том, что с развитием радиолокационной техники все большее значение приобретала система радиоэлектронного противодействия. К середине 80-х была доведена до работоспособного состояния станция РЭБ «Гардения», свободное место для ее размещения на истребителе МиГ-29 отсутствовало. Поэтому было решено отказаться от накладного топливного бака, а в увеличенном гаргроте разместить станцию помех. МиГ-29 получил и новые законцовки крыла, в которых установили принимающие и передающие антенны. Для увеличения дальности был несколько перекомпонован фюзеляжный топливный бак, в результате чего удалось повысить его емкость на 240л. В ходе доработок появилась возможность подвешивать подкрыльевые топливные баки. Опыт войны в Афганистане показал, на сколько опасны ПЗРК с тепловыми головками самонаведения, «Стингеры», используемые душманами доставили массу неприятностей советской авиации. Учитывая это, МиГ-29 оснастили устройством выброса ложных тепловых целей, перед форкилями разместили блоки тепловых ловушек БВП-30-26М, каждый на 30 патронов. Кроме выше указанных доработок, на новой машине несколько расшили номенклатуру применяемого вооружения и увеличили максимальную массу боевой нагрузки с 2000 до 3200кг. В серийное производство, доработанный истребитель, получивший обозначение МиГ-29 изделие 9-13 был запущен в 1986г.
С уверенностью можно сказать, что МиГ-29 не был обделен вниманием производителей сборных моделей. Было выпущено достаточно количество уменьшенных копий МиГ-29 в различных масштабах и разными фирмами. Не знаю как, в плане копийности, модели получились в других масштабах, но в 72-м МиГ-29 явно не везло. Первая модель этого самолета, в масштабе 1/72, у меня появилась в 1992 году, это была разработка от фирмы «Накотне». Если кто не знает, могу сказать – страшные дрова, которые сегодня и моделью назвать сложно. Эту поделку я даже не стал пытаться собрать. Затем были Airfix и Italeri, но все со своими косяками, которые пытался исправить и вогнать модель в чертежи. Но, к сожалению, довести до конца, ни один проект так и не удалось. Потом, на некоторое время, тему МиГ-29 я отложил, периодически читая о выходящих новинках. Таким образом, мимо меня прошли перепаковки Italeri фирмой «Звезда», модель от Condor и ее перепаковка «Восточного экспресса». А вот новую модель МиГ-29 «9-13» то ICM № 72141, которая была сборной солянкой Condor и ICM. я все же приобрел с твердым намерением довести до конца, так как, судя по отзывам коллег, она получилась вполне приличной, хотя и с рядом недостатков.
Но вот, в конце прошлого 2015г, буквально за несколько дней до Нового года, российская фирма «Звезда» порадовала моделистов новинкой, выпустив новую модель истребителя МиГ-29 «9-13» №7278, разработанную, как написано в анонсах, по документации ОКБ МиГ. Упакована она в коробку из мягкого картона с боковым клапаном, внутри которой находится коробка из жесткого картона.
Внутри находятся 5 литников из серого пластика, литник с остеклением, инструкция, декаль и как бонус две фигурки пилотов. Новинка состоит из 190 деталей. Качество исполнения деталей на высоком уровне, нет утяжин, смещений и облоя. На поверхность модели нанесена очень тонкая, четкая и аккуратная внутренняя расшивка, ее точность лучше сверять с фотографиями.
Литник 1
На нем расположена нижняя часть фюзеляжа с крыльями, верхние половины крыльев, створки воздухозаборников, основные стойки и створки шасси. Здесь к недостаткам стоит отнести отсутствие перфорации на створках воздухозаборников. Если в стояночном положении, при выключенных двигателях, этот элемент в поднятом положении и отсутствие перфорации мало заметно, то в опущенном положении створок эта недоработка сильно будет бросаться в глаза.
Литник 2
Эта отливка содержит детали двигателей, части ниш шасси, носовой обтекатель РЛС, створки шасси и некоторую мелочевку.
Стоит отметить, что российский производитель очень хорошо проработал ниши шасси, в то время как у конкурентов этот узел сделан довольно слабо. Что бы довести его до ума нужно приложить немало усилий, из-за сложной формы ниш шасси.
Для большей наглядности можно посмотреть фотографии walkaround в моей статье, посвященной самолету МиГ-29, во время съемки я специально уделил достаточно внимания этому моменту. Стоит отметить, что в нишах полностью отсутствует электропроводка и гидравлика. Но, на мой взгляд, это к лучшему, недостающие элементы проще сделать самому, из проволоки, чем сначала удалять пластик, а затем воспроизводить проводку. Так же понравилась проработка каналов воздухозаборников, внутри которых просматриваются лопатки компрессоров двигателей. Так же на этом литнике содержится грязеотбойный щиток, который для 72-го масштаба очень неплохо воспроизведен.
Литник 3
Здесь расположена верхняя часть фюзеляжа с кабиной пилота, носовая часть, кили, законцовки крыльев.
Стоит отметить проработку поверхности фюзеляжа, где на верхней части сымитированы даже накладки усиления. Несколько не выразительны решетки около пушки, и канал ствола, который лучше рассверлить.
На обратной стороне нанесен рельеф верхней части ниши шасси.
На рулях направления имеется имитация накладок, что впервые воспроизведено в масштабе 1:72.
К недостаткам стоит отнести довольно слабую проработку кабины пилота, хотя кресло К-36 упрощено, но вполне похоже на себя. Приборные панели даны декалью, но как-то не выразительно, причем надо еще проверить их копийность. Будем надеяться, что в скором времени появиться фототравление, желательно цветное, с элементами оборудования кабины.
На литниках 4 и 5, которые одинаковые,
расположены детали вооружения, колеса, пилоны, сопла двигателей и стояночные заглушки воздухозаборников и двигателей.
Очень понравилось исполнение сопел двигателей, их даже можно не менять на смоляные.
А вот на ракетах Р-27 не правильно сделаны передние стабилизаторы, правда, это легко устранимая ошибка.
Очень порадовала малая толщина стабилизаторов ракет. Хорошим дополнением явилось наличие стояночных колодок, которые заметно оживят модель, особенно, если делать диораму.
Остекление четкое и прозрачное, здесь нареканий нет. Фонарь состоит из двух частей, что позволяет сделать его в закрытом или открытом положении.
Декаль на три варианта, включает в себя огромное количество технических надписей. К качеству печати декали претензий нет, все элементы исполнены четко и практически без смещений. Цветопередача соответствует действительности, разве что цвет георгиевских лент на варианте №3, как мне кажется, несколько желтоватый, а должен быть более оранжевый. Но для аргументированного утверждения необходимы фото реальной машины. Так же несколько не впечатлил знак гвардии (элемент №29) этого же варианта. Не очень понравилось, что все варианты после 2000г. нет бортов времен СССР, но это сугубо личное мнение.
Инструкция представляет собой несколько разворотов на дешевой бумаге с черно-белой полиграфией. Этапы сборки, на первый взгляд, понятны и вопросов не вызывают. Схема окраски и нанесения декалей прилагается тоже в черно-белом варианте. Сегодня многие производители переходят к цветным инструкциям и схемам окраски. Хотя данный момент совсем не критичен, но ради объективности его стоит отметить.
Лично я копийностью данной модели пока не занимался, но судя по обсуждениям на различных форумах, здесь вопросов не должно возникнуть. Новинка «Звезды» очень точно передает облик истребителя МиГ-29 «9-13». Судя по всему, учтены практически все недостатки предыдущих моделей МиГ-29.
Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что российскому производителю модель МиГ-29 «9-13» явно удалась. В сети уже есть первые собранные модели из данного набора и стоит отметить, что проблем со сборкой у коллег не возникло. Стыкуемость деталей оказалась на высоте. Исходя из членения узлов и расположения частей на литниках. Стоит ожидать, что в недалеком будущем «Звезда» выпустит и модели других модификаций знаменитого истребителя, например, МиГ-29 «9-12» или учебно-боевую модификацию МиГ-29уб. На данный момент цена модели МиГ-29 «9-13», в различных магазинах, около 950-1000 рублей.
Увы не без косяков. Кили с ошибками, крой тоже не айс. Обследовал и отснял несколько десятком машин и скажу что сопла тоже не хорошие…
К сожалению, ни одной идеальной модели, за свой огромный модельный стаж, так и не увидел У всех есть ошибки и недостатки в той или иной мере. С Вами, наверное, соглашусь. Если очень сильно копать, то однозначно, вылезет еще много всего, кроме того, что Вы перечислили. С другой стороны, кили и расшивка, при желании, вполне исправляемы, а сопла можно поставить от AIRES. Но сегодня, на мой взгляд, этот МиГ-29 лучший из выпущенных. Например, новая модель от Ttumpeter, как всегда, у китайцев с кучей косяков. Кстати, на этот год они заявили МиГ-29 9-12, думаю, будет не лучше 9-13.
А вот и МиГ-29СМТ от Звезды подоспел: http://hobby.rudic.ru/obzor-mig-29smt-ot-zvezdy