Spitfire mk.22
Появление нового и мощного двигателя Гриффон дало толчок дальнейшему развитию истребителя Spitfire.
Стало ясно, что с прежним планером нельзя полностью использовать потенциал двигателя. В первую очередь необходимо было увеличить прочность крыльев. Поэтому переработали внутреннюю конструкцию крыла, использовали обшивку большей толщины, увеличили площадь элеронов, а для их балансировки использовали триммер. Пришлось немного выпрямить заднюю кромку крыла из-за большей длинны элерона. После всех доработок несколько увеличилась площадь крыла. Фонарь и хвостовое оперение были как на серийных Spitfire Mk.XIV. Сначала на самолет установили четырехлопастной винт, но позже его заменили на пятилопастный. На испытаниях новый истребитель, обозначенный как Spifire Mk.21, развил скорость 732км/ч. После показанных результатов фирме был выдан заказ на постройку более 3000 машин. Первый серийный истребитель модификации Mk.21 поднялся в воздух 15 марта 1944 года. Однако, с поступлением нового самолета в части выяснилось, что он имеет очень плохие пилотажные характеристики, вызванные повышенной чувствительностью рулей. Особенно недостаточной была путевая устойчивость, из-за слишком тонкой балансировки руля направления в полете постоянно приходилось регулировать положение триммера. В следствие этих причин, уже выпущенные машины, отозвали из боевых частей до устранения выявленных недостатков. Стоял даже вопрос о свертывании программы развития Spitfire вообще. Для решения данных проблем конструкторы фирмы Supermarine изменили триммер руля направления, а руль высоты обшили дюралевым листом и изменили форму угловых балансиров. Испытания, проведенные в марте 1945 года, показали, что пилотажные характеристики заметно улучшились и достигли уровня приемлемых. Окончание войны повлияло на всю программу, из запланированных более 3000 машин было выпущено всего 120. Так же в марте 1945 свой первый полет совершил Spitfire Mk.22, от Mk.21 он отличался каплевидным фонарем и заниженным гаргротом. К концу года на машину установили новое хвостовое оперение увеличенного размера, что позволило окончательно решить проблему с путевой устойчивостью. Всего было выпущено 278 Spitfire Mk.22. Последней модификацией знаменитого истребителя стал Spitfire Mk.24. от Mk.22 он отличался только тем, что в хвостовой части фюзеляжа добавили два топливных бака по 148 литров, а под крылом установили направляющие для ракет. Последняя машина модификации Mk.24 была выпущена в феврале 1948 года.
Совсем недавно в продаже появилось несколько новых моделей Spitfire Mk.22 в масштабе 1:72, от фирм Admiral, Airfix и Xtrakit. Сегодня рассмотрим что нам предлагает фирма Xtrakt. Модель упакована в коробку со съемным верхом.
В ней находится два литника с деталями из серого пластика, литник с прозрачными деталями, декаль и инструкция.
Литник A
Литник B
Модель разработана и выполнена по технологи ЛНД на оборудовании чешской фирмы MPM. Качество отливок очень хорошего качества, на первый взгляд даже и не скажешь, что это низкое давление. Утяжин и смещений на деталях нет, но есть совсем небольшое количество облоя. Поверхность имеет аккуратную и тонкую внутреннюю расшивку.
Довольно подробный дан интерьер кабины, на сборку которого идет около десяти деталей. Есть замыленность интерьера боковых стенок фюзеляжа.
Также хорошо проработаны ниши шасси, их короб собирается из четырех деталей, а внутренняя поверхность крыла имеет силовой набор.
Обычно, на моделях, выполненных по технологии ЛНД все круглые и мелкие детали необходимо заменять. Здесь практически все детали приемлемого качества.
На литнике с остеклением, который очень приличного качества, двенадцать деталей. из которых для данной модели используется только четыре. Остальные видно даны для других модификаций Spitfire/Seafire. В обзорах коллег попадалось, что на этой модели не точен фонарь. Он немного шире и имеет не совсем правильную форму. Но как пишут, на собранной модели это практически не заметно.
Декаль на шесть вариантов отпечатана фирмой Aviprint. Она содержит, кроме основных элементов маркировки, технические надписи. Цветопередача декали правильная, смещений нет. К сожалению, нет декали приборной доски.
Инструкция дана на нескольких разворотах. Она довольно подробная и имеет хорошее качество полиграфии. Варианты окраски и нанесения декалей черно-белые.
Посмотрим как обстоят дела с копийностью модели. Для этого возьмем чертежи, приведенные к масштабу 1:72, из Spitfire p.2 Griffon-Powered-SAM Modellers Datafile N05.
Как видим, фюзеляж немного длиннее, чем на чертеже.
При желании исправить этот момент не очень сложно. Только предварительно надо более точно установить где ошибка, на модели или чертеже. А в основном, обводы неплохо вписываются в данную графику.
Крыло, как видим, практически идеально легло в данный чертеж.
Ниши шасси находится на своем месте. Крыло имеет характерный для самолетов Spitfire излом.
Стабилизатор тоже хорошо вписывается в данный чертеж.
Если сравнить расшивку модели с данными чертежами, то она так же хорошо совпадает с ними. О точности данных чертежей судить сложно, возможны искажения при сканировании и масштабировании. Но как видим, модель очень не плохо в них ложится. Есть небольшие расхождения по длине фюзеляжа, но повторюсь, здесь надо более конкретно разбираться. С другой стороны, на собранной модели это будет практически не заметно.
В заключении можно сказать, что фирма Xtrakit представила очень достойную модель самолета Spitfire Mk.22. Не знаю как она будет в сборке, но на первый взгляд проблем быть не должно. Хотя ЛНД может и преподнести сюрпризы. Стоит еще добавить, что модель имеет очень привлекательную цену, на Hannants она стоит около 9$.
Оставить комментарий или два