Одним из самых известных и узнаваемых самолетов времен холодной войны, а в частности войны во Вьетнаме стал американский многоцелевой истребитель F-4 Phantom II. Его имя стало нарицательным для американских истребителей.

00_f-4j_phantom_prew

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

История создания

История создания F-4J Phantom II уходит к временам войны в Корее, когда для американцев стало не приятным сюрпризом, что советские МиГ-15 показали свое преимущество, по боевым качествам, над  машинами ВВС и ВМС США. Единственным самолетом, из многочисленного авиационного парка, способным вести воздушный бой на равных, с советским истребителем, оказался F-86 Sabre. Не желая мириться с таким положением вещей, командование  ВМС США дало задание на разработку истребителя для защиты кораблей и перехвата советских стратегических бомбардировщиков. В августе 1953г. фирма McDonnell начала работы по модернизации истребителя F3H Demon, с целью улучшения его скоростных и взлетно-посадочных характеристик. Представленный проект F3H-G/H не заинтересовал военных, так как на  тот момент победившая в конкурсе фирма Vought получила заказ на  истребители F8U Crusader. Ситуация кардинально изменилась в декабре 1955 года, когда флоту понадобился дальний перехватчик со скоростными характеристиками М=2. Самолет должен был иметь мощное радиолокационное оборудование, способное без помощи наземных станций наведения находить и уничтожать цели. Для его обслуживания в состав экипажа включили оператора  БРЛС. От пушечного вооружения отказались, в пользу  управляемых ракет средней дальности  с радиолокационным полуактивным наведением AIM-7 Sparrow. После продувок в аэродинамической трубе стало понятно, что у новой машины наблюдаются явные проблемы с устойчивостью.  В ходе решения этих проблем у самолета и сформировался характерно узнаваемый облик с V-образным стабилизатором и загнутыми вверх законцовками крыла. Новый самолет поднялся в воздух  27 мая 1958 года, пилотируемый летчиком-испытателем Р. Литтлом. Машине было присвоено обозначение F4H-1F и собственное имя Phantom II. По результатам испытаний, где Vought , на конкурс, представила  доработанный XF8U-3 Crusader III,  победил перехватчик фирмы McDonnell. В декабре 1958г. с фирмой McDonnell был заключен контракт на поставку 23 предсерийных и 24 серийных истребителей. Построенная опытная серия из 23-х машин, в дальнейшем, использовались только для испытательных целей. В процессе ее выпуска в конструкцию самолета постоянно вносились технические усовершенствования. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик была установлена система управления пограничным слоем (УПС), РЛС заменили на более мощную AN/APQ-72.  Для улучшения обзора второго члена экипажа фонарь стал более выпуклым и выступающим над фюзеляжем. На самолете  «Фантом», в свое время,  установил и целую серию мировых рекордов скорости и высоты полета. В сентябре 1962 года, после изменения системы обозначений истребитель получил новое обозначение  F-4A. Всего было выпущено 45 самолетов модификации F-4A, затем в серию пошел усовершенствованный перехватчик F-4B. В марте 1962г. на вооружение ВВС США Phantom принимается на вооружение под обозначением F-4c, первый серийный «Фантом» этой модификации поднялся в воздух 27 мая 1963 г. В дальнейшем, на базе F-4 Phantom, была  выпущена еще не одна модификация. Стоит отметить, что результаты первых воздушных боев во Вьетнаме показали, что отказ от пушечного вооружения был ошибочным, так маневренные вьетнамские МиГ-17 на ближних дистанциях, в маневренном бою, расстреливали «Фантомы» из пушек, а американские машины, вооруженные только ракетами ни чего не могли противопоставить. Результатом этого сало появление F-4E Phantom, имевшего на вооружении 20-мм шестиствольную пушку М61А1 Vulcan. В дальнейшем, модификация F-4E стала самой массовой, всего было построено 1387 машин. Боевое использование этого истребителя вообще отдельная тема, вызывающая много споров, и сейчас мы не будем углубляться в нее, стоит только отметить, что F-4 Phantom, стал одним из самых воюющих самолетов второй половины ХХ века. Он принимал наиболее активное участие во время войны во Вьетнаме, на стороне Израиля в нескольких Арабо-израильских конфликтах, на стороне Ирана в Ирано-иракской войне 1980-1988гг. и в ходе боевых действий в Персидском заливе 1991г. На девяти узлах внешней подвески самолет мог нести до 6800 кг. различных типов вооружения против воздушных и наземных целей. Всего было выпущено более 5000 истребителей «Фантом» различных модификаций, самолет стоял на вооружении 11 стран, а ВВС некоторых из них до сих пор продолжают использовать эту машину.

Обзор модели

С уверенность можно сказать, что за свою известность «Фантом» не был обделен вниманием со стороны производителей моделей, его уменьшенные копии выпускались в различных масштабах.  Долгое время лучшим моделям в масштабе 1:72 были продукты фирм Fujimi и Hasegawa. Эти фирмы делали практически все модификации этого истребителя. Но со временем они устарели и перестали удовлетворять возросшим требованиям моделистов.  Некоторое время назад корейская фирма Academy выпустила модель F-4 Phantom в масштабе 1:48, и  судя по отзывам коллег, это стал лучший Фантом в 48-м масштабе, как по деталировке, так и по точности.  Многие моделисты, и я том числе, ждали эту модель в 72-м масштабе. И вот сбылось! Совсем недавно фирма Academy выпустила USN F-4J Phantom II «Showtime 100″ в масштабе 1:72.

Стоит добавить, что модификация F-4J стала последней, выпускавшейся для ВМС и Корпуса морской пехоты США.  F-4J обладал увеличенным крылом и измененными стабилизаторами для улучшения взлетно-посадочных характеристик, двигателями J79-GE-10 с пониженной дымностью и оборудован системой автоматической посадки на авианосец.

Посмотрим, чем же порадовал нас корейский производитель. Модель упакована картонную коробку со съемным верхом.

Academy 1/72 F-4J Phantom II

Внутри находятся восемь литников, причем из пластика разного цвета, так модель выполнена по технологи MCP (Multi color parts). Так же  присутствуют литник с остеклением, инструкция, схема окраски, декаль и лист с наклейками.  Цветные части, окрашенные в цвета камуфляжа USN, позволяют начинающим моделистам без краски и с использованием наклеек-стикеров собрать модель без особых трудностей. Качество исполнения пластиковых деталей – на высоте, облой отсутствует, нет ни утяжин, ни смещений. Модель имеет тонкую и четкую внутреннюю расшивку, но ее точность надо проверять по фотографиям. Так же на поверхность нанесена клепка.

Верхняя часть фюзеляжа выполнена в виде одной детали.

Academy 1/72 F-4J Phantom II 12515fuselage_02fuselage_03Academy F-4J Фантом 12515

Литник 1

модель F-4 Фантомsp_1-2sp_1-01sp_1-02

На первом литнике, светло-серого цвета, содержатся крылья, киль, части интерьера и детали воздухозаборников, которые очень хорошо проработаны и имеют каналы, оканчивающиеся лопатками турбины двигателя.

F-4J air intakeair_intake_02air_intake_03air_intake_04

Литник 2

sp_2-1sp_2-2sp_2-01sp_2-02sp_2-03sp_2-04sp_2-05sp_2-06

Здесь расположены детали, белого цвета, нижней части фюзеляжа, стабилизаторы, пилоны, створки шасси. Как видим, частично проработана передняя ниша шасси.

Литник 3

sp_3-1sp_3-2sp_3-01sp_3-02sp_3-03

Детали шасси, половины топливного бака и части воздухозаборников, то же белые. Как видим, стойки шасси хорошо проработаны.

Литник 4

sp_6-1sp_6-2
sp_6-01

Отливка из черного пластика, содержит детали интерьера  кабины, пневматики шасси, обтекатель РЛС.

Литник 5

sp_7-1sp_7-01sp_7-02engine J79-GE-10

Части жаропрочных панелей и сопла сделаны из пластика цвета жженого металла.

Два одинаковых литника с деталями вооружения и пилонами.

sp_5-1sp_5-01aim-7 Sparrow missileaim-9  Sidewinder missile

Бомбы, предположительно Mk.82, ракеты средней дальности AIM-7 Sparrow и ракеты малой дальности AIM-9 Sidewinder. Здесь стоит отметить, что стабилизаторы бомб и ракет сделаны довольно тонкими, и практически не нуждаются в дополнительной обработке для придания им масштабной толщины.

Небольшая отливка цвета жженого металла с лопатками турбин и посабдочным гаком.

sp_4-1

Детали остекления чистые и прозрачные. Фонарь можно сделать только в закрытом положении.

canopy_01canopy_02canopy_03

Декаль на два варианта F-4j USN VF-96, датированные мартом и маем 1972г. Оба самолета пилотировал ас войны во Вьетнаме летчик Randy H. Cunningham, летавший с разными операторами РЛС. Декаль включает в себя, кроме основных элементов и технические надписи. Ее качество не вызывает нареканий, все элементы отпечатаны четко и без смещений, цвета переданы верно. Остается открытым вопрос как декаль поведет себя при работе, раньше  их качество, при нанесении на модель, оставляло желать лучшего.

decal 1/72 F-4 Phantom II

Как отмечалось выше, в наборе идет наклейка на те же два варианта.

sticker

Черно-белая инструкция в виде нескольких разворотов. К ней претензий нет, все этапы сборки показаны подробно и четко прорисованы.

manual_1-1Academy F-4J manualmanual_1-3manual_1-4инструкция Academy 1/72 F-4J Phantom IImanual_1-6manual_1-7manual_1-8

Схема окраски, нанесения декалей и технических надписей.

схема окраски USN VF-96 F-4JUSN F-4j VF-96 Randy H. Cunninghammanual_2-3

Еще хотелось бы отметить, что судя по расположению деталей на литниках,  со временем, можно ожидать модели других модификаций F-4 Phantom.  Копийность новинки пока не проверялась, но если исходить из того, что за основу взята модель «Фантома» масштаба 1:48, то можно сказать, что там все в порядке.

Видео обзор.

А теперь предлагаю видео обзор модели Academy 1/72 USN F-4J Phantom II.

Подводя итог, можно сказать, что корейцам новая модель явно удалась, ожидания моделистов сполна оправдались. Больше информации по копийности и стыкуемости появится при сборке, но я думаю, что там разочарований не будет. Стоит надеяться, что несколько позже, Academy порадует нас и другими модификациями F-4 Phantom, масштабе 1:72. Цена новинки в интернет-магазинах составляет около 30$.