Еще один представитель авиации региональных авиалиний — чехословацкий самолет Л-410.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

История создания

В советское время он широко использовался, наряду с  самолетом Ан-24 . В середине 60-х годов прошлого века, в странах СЭВ, встал вопрос о создании небольшого  ближнемагистрального самолета для местных воздушных линий. Он должен был вмещать 15-20 человек и обслуживать авиалинии протяженностью до 500-600 км. Эксплуатировавшиеся, в то время, советские Ан-2 и Ан-14 физически и морально устарели. Всестороннее изучение требований к новой машине, показало, что она должна быть многоцелевой, не прихотливой и очень надежной. Перспективный самолет предназначался для перевозки пассажиров, грузов, почты, транспортировки больных, геологоразведки, картографирования и многих других задач. Эксплуатироваться новая машина должна будет с неподготовленных грунтовых, травяных, снежных и размокших  аэродромов. Фактически, по эксплуатационным и взлетно-посадочным характеристикам,  это должен быть Ан-2, но более современный и комфортабельный. Несколько авиационных КБ, в том числе и чехословацкое LET, в инициативном порядке, начали проектирование соответствующих машин. Работы по созданию новой машины чехи начали  в 1966г. Первый из четырех опытных L-410 поднялся в воздух в апреле 1969г. Из-за неготовности чешского двигателя М-601, он был оснащен, схожими по характеристикам, канадским моторами Pratt&Whitney of Canada PT 6A-27. В 1971г. чешская компания «Слов Эйр» начала эксплуатацию L-410A «Turbolet». В 1973г двигатели M-601 прошли полную программу испытаний и были запущенны в серию. Оборудованные этими двигателями самолеты, второй серийной модификации, получили обозначение L-410M.  В 1973г. в Советский Союз были переданы 5 самолетов  L-410AS, с канадскими двигателями РТ 6А-27. После прохождения полного объема летных испытаний по программе ГосНИИ ГА  и устранения недостатков, машины были переданы на эксплуатационные испытания в Якутское Управление гражданской авиации. Самолет  L-410 прошел сертификацию в СССР и был взят в эксплуатацию «Аэрофлотом». С 1975г. начались массовые поставки Л-140 в Советский Союз. До конца 1978г. СССР получил около 100 самолетов L-410 «Turbolet». В 1979 в серию пошла новая модификация машины L-410UVP (укороченный взлет-посадка). Он был разработан по заказу советской стороны с целью снижения взлетно-посадочных характеристик. Самолет отличался от предыдущих модификаций увеличенным крылом и вертикальным оперением, удлиненным фюзеляжем. L-410UVP стал основной серийной версией машины.  На базе Л-410 было создано еще много различных модификаций, серийно он производился с 1971 по 1991гг. За это время было построено более 1100 машин различных модификаций, из них более 850 было поставлено в СССР. После развала Советского Союза и СЭВ, спрос на Л-410 значительно упал. Уровень производства упад  до 2-5 машин в год. Ситуация несколько улучшилась в 2008г, после приобретения 51% акций предприятия Let Kunovice российским обществом «Уральская горно-металлургическая компания». Сейчас планируется довести годовой темп выпуска до 16-18 машин.

Технические Характеристики Л-410:

Длина: 14,42 м.
Размах крыльев : 19,48 м.
Площадь крыла:35,18 м2
Высота: 5,83 м.
Экипаж: 2 человека
Пассажировместимость: 17-19 человек
Масса пустого: 3800 кг.
Максимальная взлетная масса: 5800 кг.
Силовая установка: 2 х ТВД Motorlet (Walter) M 601E
Мощность двигателей: 2 х 760
Максимальная скорость: 450 км/ч
Крейсерская скорость: 380 км/ч
Потолок: 63200  м.
Практическая дальность полета:  1380 км.

Фотообзор walkaround самолета L-410AS, бортовой номер СССР-67252, серийный номер 720104,  сделан  15.09.2012  в Ульяновском музее Гражданской авиации. Он выпущен в апреле 1972 года и оснащен двигателями Pratt&Whitney of Canada PT 6A-27. Машина эксплуатировалась Якутским ТУГА, зарегистрирована 28 июня 1976 года, списана 7 августа 1985 года.

Модели самолета Л-410 выпускается  масштабе 1:144  украинской фирмой Амодел, а в масштабе 1:72 чешской фирмой AZmodel. Именно о ней  мы поговорим  далее.

 

Фотографии walkaround