В начале 60-х годов прошлого века в противостоянии СССР и США наметился перевес в сторону американцев.

Ka-25 Hormone

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

История создания

Дополняя стратегические бомбардировщики с атомными бомбами и баллистические ракеты шахтного базирования,  в состав флота вошли атомные подводные лодки с баллистическими ракетами дальностью действия до 2000 км, что позволяло обстреливать всю западную часть СССР из акватории Северного, Норвежского и Баренцева морей.  Зная о надвигающейся угрозе, руководством Советского Союза было принято решение о постройке противолодочных крейсеров проекта 1123 «Кондор», и разработке основного оружия этих кораблей — палубного противолодочного вертолета. В качестве противолодочного оружия вертолет был выбран по нескольким причинам. В то время подводная скорость субмарин стала превосходить скорость надводного хода противолодочных кораблей. При этом, атомные подводные лодки стали малошумными, а уровень шума энергетических установок больших кораблей, наоборот возрос, что негативно сказывалось на дальности обнаружения подводной угрозы. Обнаружить новейшие субмарины можно было на дальности не больше 40 км, в то время как противолодочный корабль было слышно на расстоянии 200-300км. Скорость вертолетов была значительно выше даже самых быстрых подводных лодок. К тому же, обнаружить, из-под воды, летательный аппарат было практически невозможно. Вертолет, напротив, в режиме висения мог спокойно прослушивать подводную обстановку с помощью опускаемой гидроакустической станции. Так же вертолет можно было использовать для обнаружения надводных целей и целееуказания для ракет. Кроме этого, винтокрылые машины могли выполнять задачи по разведке, связи, доставке различных грузов и проведению поисково-спасательных операций. Исходя из технического задания, полученного в 1958 году, вертолет должен был быть небольших размеров, иметь складывающиеся лопасти, и обладать способностью взлета и посадки во время движения и при качке корабля. Разработку новой машины поручили ОКБ Н.И Камова, которое уже имело опыт по созданию летательных аппаратов для флота. Как и предыдущие машины, Ка-10 и Ка-15, новый вертолет Ка-25, строился по соосной схеме. Такое решение, несмотря, на сложности в проектировании и производстве давало ряд преимуществ. Это позволяло значительно уменьшить габариты машины и обеспечить большую устойчивость на взлете и посадке. На вертолете Ка-25 необходимо было разместить современный многофункциональный  аппаратно-приборный комплекс, аналогов которому еще не было. Его элементы были достаточно громоздкие, что влекло за собой существенное увеличение габаритов и массы машины, это противоречило требованиям заказчика. Конструкторы смогли найти удачное решение: для комплекса было создано два  вертолета. Для обнаружения и поражения подводных лодок предназначался Ка-25ПЛ, а Ка-25Ц для разведки и целеуказания ракетам. Обе модификации имели практически одинаковую конструкцию и взлетную массу до 7000 кг. Отличались они составом бортового оборудования. Первый опытный образец был построен в 1960г. В мае следующего года следующего года летчик-испытатель Ефремов впервые поднял машину  в воздух. Дальнейшие испытания опытных машин проводились на морских базах и боевых кораблях. Доводка опытной машины затянулась на 10 лет. И только в декабре 1971г вертолет был принят на вооружение под обозначением Ка-25.

Вертолет оснащался пилотажно-навигационным оборудованием, которое позволяло выполнять полеты днем и ночью в сложных метеоусловиях. Управление машиной, при полете по  заданной траектории и в режиме висения, обеспечивал автопилот. Ка-25 был оборудован баллонетами, которые, в случае посадки на воду, наполнялись воздухом за 3-4 секунды и позволяли выполнять спасательные задачи прямо с поверхности воды.

На борту противолодочных крейсеров Москва и Ленинград были сформированы вертолетные эскадрильи по 16 машин. Позже на вооружение был принят новый класс кораблей – авианесущий крейсер, на борту которого базировалась эскадрилья самолетов вертикального взлета и посадки Як-38, эскадрилья противолодочных вертолетов Ка-25 и два вертолета поисково-спасательной службы.

Использовался Ка-25, в качестве разведчика или целеуказателя для крылатых ракет, на кораблях с одиночным базированием вертолетов, он так же применялся для огневой поддержки морских десантов. На базе вертолета Ка-25 было разработано множество различных модификаций, в том числе и вертолет-кран КА-25К. На внешней подвеске он мог нести до 2000 кг груза, который, благодаря удачной схеме управления, точно опускался в заданное место. Вертолет Ка-25 серийно выпускался до 1975г. За это время было выпущено около 460 машин различных модификаций.

За более чем 50 лет эксплуатации Ка-25 приходилось решать различные задачи,  в том числе: поиск места приводнения возвращаемой части космических аппаратов, определение точности поражения цели во время пусков баллистических ракет, осуществлять ледовую разведку и навигацию кораблей, проводить множество спасательных операций. В 1974 году, в качестве минного тральщика, Ка-25 принимал участие в разминировании Суэцкого канала. Вертолет Ка-25 нравился летчикам за легкость пилотирования, маневренность, комфорт и хорошее приборное оснащение.  Для отечественного вертолетостроения он стал этапной машиной, и послужил основой для создания более современных Ка-27 и Ка-29.

Технические характеристики вертолета Ка-25:

Длина фюзеляжа: 9,75 м.
Ширина фюзеляжа: 3,76м
Длина с вращ. винтами: 17,42 м.
Высота: 5,37 м.
Диаметр главного винта: 15,74 м.
Тип двигателя: 2 ГТД Марс ГТД-3Ф
Мощность двигателя: 2 х 900 л.с.
Масса пустого: 4765 кг.
Нормальная взлетная масса: 7200 кг.
Максимальная взлетная масса: 7500 кг.
Максимальная скорость: 220 км/ч
Крейсерская скорость: 185 км/ч
Максимальная дальность полета: 450 км
Практический потолок: 4000 м.
Экипаж: 2-3 человека
Полезная нагрузка: до 12 пассажиров или 1300 кг груза.
Вооружение: 2 противолодочные самонаводящейся торпеды АТ-1 или 4-8 глубинных бомб. Кассета с гидроакустическими буями подвешивается в отсеке вооружения.

Что касается моделей Ка-25, то в масштабе 1:72 его выпускает фирма Sky-High, если не ошибаюсь, это перпаковка старой разработки от Amodel. Но в продаже, лично я, их давно не видел. Так же, ранее, модель Ка-25 производила фирма Airfix. Но об этом мы поговорим в другой статье.

Фотографии walkaround

Фото вертолета Ка-25Ц сделаны в Центральном музее вооруженных сил  24 августа 2015г.