Наличие в войсках простого и недорого ЗРК было продиктовано экономической целесообразностью.

ZRK Strela-10

Несмотря на работы по созданию зенитного пушечно-ракетного комплекса 2С6 «Тунгуска», было принято решение о разработке зенитно-ракетного комплекса с оптикоэлектронной системой наведения ракет, на базе уже существующего ЗРК «Стрела-1» . Согласно постановлению Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 июля 1969г. Конструкторское бюро точного машиностроения (бывшее ОКБ-16) приступило к проектированию комплекса 9К35 «Стрела-10СВ». Он предназначался для прикрытия мотострелковых и танковых полков, в том числе и на марше, от низколетящих целей противника. Комплекс должен был быть авиатранспортабельным, иметь возможность преодолевать водные преграды вплавь. В качестве боевой машины была выбрана база тягача МТ-ЛБ. Гусеничная машина обладала низким удельным давлением на грунт, что позволяло ей двигаться по болотам, песчаной местности и снежной целине. Так же машина способна преодолевать водные преграды вплавь. В походном положении высота комплекса составляет всего 2220 мм, это снижает его заметность и позволяет перевозить ЗРК самолетами транспортной авиации. Для приведения ЗРК «Стрела-10» в боевое состояние требуется не более 40 секунд. В отличие от комплекса 9К31 «Стрела-1», ЗРК «Стрела-10» оборудован электроприводами пускового устройства. Комплекс  9К35 вооружили новой ракетой 9М37 с двумя каналами наведения.  Основной канал наведения ракеты – оптический, инфракрасный используется при малой освещенности и при постановке противником оптических помех. ЗРК «Стрела-10», по сравнению с ЗРК «Стрела-1», имеет большую по дальности и высоте зону поражения целей, так же стало возможным поражать цели с более высокими скоростями полета на встречных и догонных курсах. В январе 1973г. комплекс 9К35 поступил на испытания. Они проходили на Донгузском полигоне  до мая 1974г. По результатам испытаний, ЗРК был рекомендован к принятию на вооружение, но только после устранения ряда замечаний. В частности, предписывалось увеличить вероятность поражения цели одной ракетой по ИК и фото контрастному каналам в различных ракурсах обстрела цели.  Необходимо было увеличить надежность боевой машины и ракеты 9М37, улучшить компоновку аппаратуры и обеспечить более удобную работу расчета.  В 1976г. на вооружении Советской Армии был принят зенитно-ракетный комплекс 9К35 «Стрела-10» (в кодировке НАТО — SA-13 Gopher).

В состав ЗРК входят боевые машины 9А35 и 9А34, ракеты 9М37, контрольно-проверочная машина 9В839, машина технического обслуживания 9В915 и система внешнего электропитания 9И111. Машина 9А35, одна из четырех зенитно-ракетного взвода, оборудована пассивным радиопеленгатором. Это позволяет обнаруживать и пеленговать цели с излучающей радиоэлектронной аппаратурой, и выдавать целеуказание на машины 9А34. Для вычисления углов упреждения пуска ракеты и выдачи команд на приводы наведения пусковой установки, в состав аппаратуры входят радиодальномер миллиметрового диапазона и счетно-решающее устройство. ЗРК «Стрела-10» способен стрелять, как с места, так и в движении при скорости до 30км/ч. Кроме четырех контейнеров с ракетами, размещенных на пусковой установке, еще четыре запасных находятся в корпусе боевой машины. На их замену подготовленному экипажу требуется около трех минут. Серийно ЗРК производился на Саратовском агрегатном заводе, а ракеты 9М37 — на Ковровском механическом заводе. В 1977г. была проведена модернизация комплекса и после испытаний, проведенных в 1979 году, на вооружение был принят ЗРК 9К35М «Стрела-10М». От предшественника он отличался усовершенствованной ракетой 9М37М, оснащенной новой ГСН, позволявшей осуществлять селекцию цели по траекторным признакам, что заметно снизило эффективность помех-ловушек.

ЗРК 9К35 «Стрела-10» поставлялся на вооружение Советской Армии, в страны Варшавского договора и другие государства. Сейчас он стоит на вооружении Российской Армии, стран СНГ и ряда других армий. Комплекс применялся в ходе боевых действий на Ближнем востоке и в Африке. В ходе войны в Персидском заливе 1991г. силы иракской ПВО, с помощью ЗРК «Стрела-10», сбили два американских штурмовика А-10 Thunderbolt II.

Технические характеристики ЗРК 9К35 «Стрела-10»:

Длина: 6450 мм
Ширина: 2850 мм
Высота:
- в походном положении — 2220 мм
- в боевом положении -  3800мм
Дорожный просвет (клиренс): 395 мм
Боевая масса: 12,3 т
Максимальная скорость:
- по шоссе – 60 км/ч
- наплаву – 5-6 км/ч
Запас хода по топливу: 500км
Вместимость: Экипаж 3 человека
Бронирование: противопульное
Вооружение:
- Пулемет 1хПКТ 7,62мм
- Ракета 9М37 – 8шт

Технические характеристики ракеты 9М37:
Длина: 2190 мм
Калибр: 120 мм
Стартовая масса: 42,5 кг
Масса боевой части: 5 кг
Скорость полета: 550 м/с
Зона поражения:
- по высоте – 25-3500м
- по дальности – 800-5000м
Максимальная скорость поражаемых целей (навстречу/вдогон): 415/310 м/с

Преодолеваемые препятствия:
подъем — 35 град.
ширина рва – 2,8 м
высота стенки — 1,1 м
глубина брода — плавает

Фотографии ЗРК 9К35 «Стрела-10М» сделаны 25 июня 2014 года в Техническом музее АвтоВАЗ в городе Тольятти. Произведены некоторые замеры элементов пусковой установки. Думаю, этот материал будет полезен при работе над моделями этого комплекса. В масштабе 1:35 модель ЗРК «Стрела-10» производится фирмой Скиф, а масштабе 1:72 модель комплекса 9К35 выпускалась украинской фирмой ACE, на данный момент она снята с производства. Будем надеяться, что модель будет перевыпущена в более высоком качестве, например, с использованием 3D технологий.