Еще в ходе Второй Мировой Войны все понимали, что дальнейшее развитие авиации будет за самолетами с реактивным двигателем.

Поэтому многие фирмы и конструкторские бюро даже не имея надежного и проверенного двигателя начали на перспективу проектировать летательные аппараты нового поколения. Как военные так и флот осознавали всю остроту ситуации и требовали скорейшего создания машин новых типов. Поэтому в ходе создания первых реактивных самолетов многие конструкторские решения заимствовались от поршневых машин. Что довольно часто оказывалось не верным. Реактивная техника требовала совершенно нового подхода к проектированию ЛА и принятию принципиально новых решений. Так произошло и с Supermarine Attacker, при проектировании которого многие наработки были взяты от «Спайтфула». Что в дальнейшем негативно сказалось на всей конструкции и характеристиках новой машины. Первый серийный «Аттакер» F Mk.I взлетел в мае 1950-го. Это был чистый истребитель вооруженный лишь четырьмя 20мм пушками, а элементы крыльевой подвески отсутствовали. На машине был установлен ТРД «Нин» 3 с тягой 2313 кгс, крыло было складывающимся, так же имелась возможность подвески под фюзеляж топливного бака каплевидной формы 1136 л. Самолет получился довольно не удачным. Причина была в выборе не верной схемы шасси и плохой управляемости. К тому же, на момент принятия Supermarine Attacker на вооружение перестали удовлетворять и скоростные характеристики. Так как авиа и двигателестроение 50-х развивалось очень стремительно. С другой стороны это был первый палубный реактивный самолет Королевского флота Великобритании.
В 1952г новые машины получили 800 и 803 эскадрильи с авианосца «Eagle». Это были единственные две части использующие палубные «Атакеры». После похода в Средиземное море в 1954г эти эскадрильи были расформированы, а самолеты выведены из боевого состава флота. Ещё некоторое время «Аттакеры» летали во вспомогательных частях, в качестве учебных для переучивания на реактивную технику.

Относительно новая модель от чешской фирмы AZmodel Supermarine Attacker упакована в коробку из мягкого картона с боковыми клапанами. На лицевой стороне цветной рисунок самолета,

AZ model Attacker F.1

на обратной — варианты окраски и нанесения декали.

Модель выполнена по технологии ЛНД и состоит из двух литников с деталями самолета, фонаря, кабины из смолы и декали. В данном обзоре представлена модель модификации Attacker F.Mk.I, но для Attacker F.B.2 идут те же литники.

Литник A

Supermarine Attacker

Литник B


Качество отливок не плохое, но присутствует небольшое количество облоя, смещений нет. Пластик имеет небольшую шероховатость поверхности. Расшивка внутренняя, тонкая и довольно четкая, правда, на киле довольно толстая и широкая. Есть имитация ниш шасси, но они требуют доработки. Нет посадочных для крыльев и стабилизаторов. Так же не проработан канал воздухозаборников.

Кабина из смолы выполнена одной деталью вместе с креслом.


Декаль четкая, без смещений. Есть некоторое количество технических надписей. Немного показался светлым синий цвет кокард, но на музейном фото он похожий.

Фонарь чистый и прозрачный, хотя небольшая полировка не помешает. Инструкция простая, но вполне понятная.



Имеется схема нанесения технических надписей.

Модель довольно хорошо ложится в чертежи из журнала Аэроплан №7 3-1994.




Немного надо подправить форму киля сверху.

Цена модели в интернет-магазинах около 17,8$.

Вывод: у чешской фирмы AZmodel получился довольно неплохой Attacker. Если верить чертежам из Аэроплана, то модель не имеет явных недостатков с геометрией. Вполне возможны некоторые трудности со сборкой, так как технология ЛНД имеет свои особенности. Из альтернатив есть тоже чешская модель из смолы от CMR. Но работа со смолой требует еще больших навыков и усилий чем ЛНД. Так что, если Вы поклонник английской палубной авиации, то несомненно Supermarine Attacker будет украшением Вашей коллекции.