Обновлено 2.12.14

Военно-транспортный самолет Ан-12 бесспорно можно назвать выдающейся машиной в истории мирового авиастроения.

an-12 roden build

Интересен тот факт, что согласно Постановлению Совета Министров СССР от 30.11.1955г. проектировалось сразу два варианта машины — военный и гражданский. Работы над пассажирским самолетом Ан-10 и военно-транспортным Ан-12 велись параллельно. Схема, конструкция и компоновка машины разрабатывались исходя из требований военных. Планировалось создать военно-транспортный самолет на базе пассажирского самолета Ан-10, путем изменения хвостовой части. Основные узлы и агрегаты машин были идентичны, их унификация составляла более 80 процентов. За основу были взяты наработки, полученные при проектировании транспортного самолета Ан-8. Спроектировали самолет Ан-12 всего за 11 месяцев. Свой первый полет Ан-12 совершил в Иркутске 16 декабря 1957 года. Государственные испытания самолета начались в 1958г. и продолжались до июня 1959г. В этом же году военно-транспортный самолет Ан-12 был принят на вооружение и стал поступать в войска. Первоначально грузоподъемность машины составляла 14,2 т, затем была увеличена до 16т. Ан-12 стал первым массовым самолетом воздушно-десантных войск СССР. Он может перевозить более 80 полностью экипированных десантников или 2 машины десанта (БМД, БТР-Д, САУ 2с9 НОНА). Позволяет десантировать личный состав и технику парашютным и посадочным способами. Ан-12 широко применялся во время войны в Афганистане. Он показал необыкновенную живучесть, возможность использоваться с высокогорных грунтовых аэродромов и в   сложных климатических условиях, простоту в управлении и не прихотливость в эксплуатации. За годы серийного производства на трех заводах было построено 1243 самолета более чем 30 различных модификаций. Ан-12, в количестве 187 машин, поставлялся в 14 стран. Он применялся в локальных вооруженных конфликтах практически по всему миру.

Модель самолета Ан-12, в масштабе 1:72 от украинской фирмы Roden, уже не новая и смысла описывать ее в этой статье я не вижу. Поэтому, сразу перейдем к сборке. Эта модель делается на заказ, и требуется только аккуратная сборка и окраска в сжатые сроки.

Открыв коробку, уже сразу видно, что модель будет очень внушительных размеров. При осмотре деталей, бросаются в глаза утяжины на фюзеляже и довольно толстые задние кромки крыльев. В дальнейшем, с этим придется бороться. Других явных недостатков сразу не выявлено. Сборку модели самолета Ан-12 я начал с отделения крупных деталей с литников и их осмотра. Выявленные небольшие дефекты литья сразу были зачищины и зашпаклеваны.

An-12 fuselageAn-12 rear fuselage

Практически сразу была собрана хвостовая часть фюзеляжа. Так как грузовая рампа планируется в закрытом положении, то на интерьер не обращаем внимания.

 An-12 rear fuselage An-12 rear fuselageAn-12 rear fuselage interior

Как было отмечено выше, крыло имеет довольно толстую заднюю кромку. Поэтому, ее толщину убрал ножом, выставленным вертикально к обрабатываемой поверхности, и проходя им по всей длине кромки крыла с внутренней стороны. За несколько минут кромкам была придана нужная толщина.

An-12 wing

Далее крылья были склеены и зашпаклеваны самодельной шпаклевкой на основе дихлорэтана и полистироловой стружки.

An-12 wing

При сборке модели Ан-12 я использовал несколько различных типов шпаклевок. Это побудило написать статью про шпаклевки для моделей.  Затем собрал детали двигателей. После сборки сразу стало видно, что с этими узлами придется поработать.

An-12 enginesAn-12 engines

Шпаклюем утяжины на фюзеляже двухкомпонентной автомобильной шпаклевкой  Body Soft.

An-12 fuselage body soft

Крылья после обработки.

An-12 wing

После обработки фюзеляжа предварительно соберем модель для ее балансировки.

an-12 fuselage

Так как у Ан-12 весьма внушительная хвостовая часть, то модель склонна к заваливанию назад. Поэтому, в носовую часть необходимо положить груз. Для этого будем использовать дробь, которая сделана из свинца.

shot

Количество дроби подберем опытным путем. Модель, в точке установки шасси, поставим на опору и будем добавлять дробь в пакетик, пока модель не примет устойчивое положение с носовой центровкой.

roden an-12 fuselageroden an-12 fuselage

Вот, примерное необходимое количество дроби.

shot

Собрал и подготовил к окраске винты.

An-12 propellers

Зашпаклеванные двигатели двухкомпонентной шпаклевкой  Tamiya Epoxy Putty после обработки.

an-12 engines

Пока крупные детали сохнут, займемся окраской винтов. Сначала сделаем маски на лопасти из маскировочной ленты фирмы Tamiya. Коки винтов, для удобства окраски, установим на столбики из пластилина.

an-12 propellers masked

Для удобства окраски винтов все лопасти закрепим в пластилине и установим на подожку от DVD дисков. Сначала красим лопасти, по требованию заказчика,  в базовый темно-синий цвет.

an-12 blades painting

Затем красим законцовки в желтый цвет. Завершающим цветом будет серебрянка. Ей мы красим ПОС лопастей и коки винтов. После удаления масок получаем вот такой результат.

An-12 lopasti vinta

Винты готовы и окрашены, осталось их только собрать.

An-12 lopasti vinta

После разборки фюзеляжа окрашена кабина в бежевый цвет. Затем надо подогнать и установить иллюминаторы.

An-12 fuselage

После вклейки иллюминаторов засыпаем и фиксируем дробь в носовой части модели Ан-12. Затем собирается интерьер грузового отсека и фюзеляж. Что бы иллюминаторы не царапались в процессе работы, закрываем их малярным скотчем.

An-12 fuselage mask

После просушки склеенного фюзеляжа, приступаем к шпаклевке, обработке и восстановлению расшивки. Это довольно длительная и кропотливая работа, особенно, если учесть размеры модели.

Итак, в силу некоторых обстоятельств, работы над моделью были приостановлены более чем на месяц. На данный момент, после перерыва в работе, частичной зачистки и подготовки поверхности модели, приступил к подгонке остекления кабин экипажа. Если остекление кабины пилотов встало на место практически без щелей и ступеней, то вот с остеклением кабины штурмана придется повозиться. При установке остекления на место, появляется довольно значительная ступенька. Для ее устранения на фюзеляж наклеил пластины полистирола толщиной 0,5мм и 0,3мм.

an-12 nosean-12 nose correct

После просушки предварительной обработки, зашпаклевал носовую часть фюзеляжа самодельной шпаклевкой на основе дихлорэтана.

an-12 nose puttyan-12 nose selfmade putty

Пока все подсыхало, склеил кабину хвостового стрелка.

an-12 rear cocpit

Продолжение следует…